Решение по делу № 2-450/2018 ~ М-425/2018 от 31.07.2018

к делу №2-450/18 г.

Решение

Именем Российской Федерации

06.09.2018 года ст. Гиагинская

Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Скоморохова С.В.,

при секретаре - Дауровой М.Б.,

с участием представителя истца Оробей С.А. – Михайленко Я.В.,

ответчика – представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гиагинском районе РА Каспарьян И.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оробей С.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гиагинском районе РА об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея включить ему в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пении по старости:

- период работы преподавателем по классу баян в учреждении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.;

- период работы руководителем кружка по классу баяна младшая группа школьного возраста при доме культуры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.;

- периоды прохождения курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ.,

Установил:

Оробей С.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гиагинском районе РА о признании незаконным отказа во включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обосновании иска указано, что он, Оробей С.А. обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГг. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях, также отказано во включении в специальный стаж отдельных периодов работы.

В соответствии с Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГг. в стаж педагогической деятельности не включен период работы преподавателем по классу баяна в учреждении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ ответчик обосновал порядком исчисления специального стажа, установленным п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименование учреждений» Списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на <данные изъяты> года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименование должностей» и в п. 2 раздела «наименование учреждений» Списка.

Полагает, что ответчиком неправомерно отказано во включении в льготный стаж указанного периода в связи с неверным толкованием требований действующего пенсионного законодательства, так как в вышеуказанной норме установлены условия включения периодов работы начиная с ДД.ММ.ГГГГ., а отказ распространяется на период работы, имевший место до указанной даты, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определил порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занятых профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Исходя из правового смысла приведенных законоположений, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» указанное право сохранено за лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не менее 25 лет.

В силу п. 10 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона; при этом, согласно п. 12 ст. 30, применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Правом получения пенсии за выслугу лет обладали работники, выполнявшие определенную трудовую функцию, связанную с неблагоприятным воздействием на организм и здоровье работника.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, законодатель делегировал Правительству РФ (п. 2 ст. 27 названного Федерального закона). Между тем, в определении от 06.03.2003 № 107-О Конституционный Суд РФ указал, что из содержания п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в особых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Положение п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона.

В Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу ст. ст. 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Таким образом, включение периода работы преподавателем по классу баяна в учреждении Гиагинская детская школа искусств с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не противоречит Положениям п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 для исчисления специального трудового стажа истца, которая должна применяться с учетом конституционно-правового смысла, выявленного в определениях Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 107-О и от 29.01.2004 года № 2-П, с соблюдением конституционных принципов справедливости, равенства и признания конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, обусловленного конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (ч. 3)Конституции Российской Федерации.

Оспариваемым решением об отказе в установлении пенсии не включен в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> при доме культуры руководителем кружка по классу баяна младшая группа школьного возраста со ссылкой на то, что справка от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует постановлению № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для страховых пенсий».

С изложенным доводом ответчика относительно указанной справки он не согласен.

Необходимо отметить, что после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страховой стаж определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). До этого момента во внимание принимаются иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона N 400-ФЗ).

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка работника установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи о работе либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки о работе, которые выдаются организацией, в которой гражданин осуществлял трудовую деятельность (п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015). Форма такой справки действующим законодательством не утверждена. Соответственно, она может составляться произвольно. Поскольку основным предназначением данной справки является подтверждение определенных фактов, таких как: место работы (организация и ее структурное подразделение) гражданина, его должность или профессия, стаж работы в определенной должности (по профессии), то эти сведения должны быть в ней отражены.

Справка от ДД.ММ.ГГГГ. содержит необходимую для подтверждения информацию о месте работы, должности и стаже работы.

Также, на основания решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГг. в стаж педагогической деятельности не включены периоды прохождения курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с требованиями ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В пункте 9 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрены периоды, которые не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (периоды отстранения от работы, периоды простоя и т.д.), среди них не перечислены периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Не содержится прямого указания об исключении периода нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа и в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014г. N1015), а также в Федеральном законе «О страховых пенсиях», вследствие чего указанные периоды подлежат включению в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в число обязанностей педагогических работников входит систематическое повышение своего профессионального уровня. Указанной обязанности корреспондирует право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47 указанного Федерального закона). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация дополнительного профессионального образования педагогических работников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя.

Поскольку повышение квалификации является необходимым условием осуществления педагогической деятельности, за период обучения за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления, считает, что периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. должны засчитываться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении.

Истец Оробей С.А. в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель истца Оробей С.А.Михайленко Я.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по его мнению спорные периоды работы подлежат включению в специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Гиагинском районе РА на основании доверенности Каспарьян И.В. исковое заявление в части включения в специальный педагогический стаж периода работы преподавателем по классу баян в учреждении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. признала. В остальной части оставляет решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Отказывая во включении в стаж педагогической деятельности периода работы преподавателем по классу баяна в учреждении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ответчик исходил из того, что на основании п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименование учреждений» Списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на ДД.ММ.ГГГГ года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименование должностей» и в п. 2 раздела «наименование учреждений» Списка.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. Включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. Включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.

В соответствии с действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что работа в должности преподавателя школы искусств, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом исключений и ограничений относительно периода работы истца (с 29.08.1994г. по 05.07.1998г.) указанный список не содержит.

Также, в соответствии с действовавшим в период работы истца в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.) вышеуказанным Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", предусмотрено, что работа в должности преподавателя в школах всех типов и наименований, а также внешкольных учреждениях, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Во включении специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности руководителя кружка по классу баяна младшая группа школьного возраста в <данные изъяты> при доме культуры отказано со ссылкой на то, что справка от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует постановлению № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для страховых пенсий».

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страховой стаж определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. До этого момента во внимание принимаются иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона N 400-ФЗ).

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка работника установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи о работе либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки о работе, которые выдаются организацией, в которой гражданин осуществлял трудовую деятельность (п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015). Форма такой справки действующим законодательством не утверждена. Соответственно, она может составляться произвольно. Поскольку основным предназначением данной справки является подтверждение определенных фактов, таких как: место работы (организация и ее структурное подразделение) гражданина, его должность или профессия, стаж работы в определенной должности (по профессии), то эти сведения должны быть в ней отражены.

Справка от ДД.ММ.ГГГГ. содержит необходимую для подтверждения информацию о месте работы, должности и стаже работы.

В силу ст. 51, 52 Основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик о народном образовании, утвержденных Законом СССР от 19 июля 1973г. внешкольная воспитательная работа осуществлялась внешкольными учреждениями, номенклатура которых утверждалась в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Указанный закон введен в действие с 1 января 1974 года и действовал по 1 сентября 2013г. - с указанной даты Федеральным законом от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ признан не действующим на территории РФ.

В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР от 02.08.1974 "О народном образовании" (период действия c 02.08.1974 по 31.08.2013) система народного образования в РСФСР включала внешкольное воспитание.

Внешкольная воспитательная работа в соответствии со ст.ст. 80, 81 названного Закона осуществлялась, в том числе, внешкольными учреждениями.

Статьей 81 Закона РСФСР "О народном образовании" был установлен перечень внешкольных учреждений, к числу которых были отнесены: государственные органы, предприятия, учреждения и организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации создают в установленном порядке дворцы и дома пионеров и школьников, детские и юношеские библиотеки, дворцы и дома культуры, дворцы спорта и дома техники учащихся профессионально-технических учебных заведений, станции и клубы юных техников, натуралистов, туристов, детские железные дороги, спортивные школы, пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха и другие внешкольные учреждения.

Таким образом, внешкольные детские учреждения входили в систему народного образования.

Кроме того, пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе, работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах. Аналогичная норма содержится в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет".

Из изложенного следует, что спорный период работы Оробей С.А. в <данные изъяты> при доме культуры в должности руководителя кружка по классу баяна младшая группа школьного возраста подлежит включению в стаж педагогической деятельности.

Периоды прохождения курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ. в стаж педагогической деятельности не включены в связи с несоблюдением условий, предусмотренных Постановлением № 516 от 11.07.2002г.

В соответствии с требованиями ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В пункте 9 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрены периоды, которые не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (периоды отстранения от работы, периоды простоя и т.д.), среди них не перечислены периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Не содержится прямого указания об исключении периода нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа и в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014г. N1015), а также в Федеральном законе «О страховых пенсиях», вследствие чего указанные периоды подлежат включению в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в число обязанностей педагогических работников входит систематическое повышение своего профессионального уровня. Указанной обязанности корреспондирует право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47 указанного Федерального закона). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация дополнительного профессионального образования педагогических работников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя.

Признавая необходимость включения спорных периодов: с ДД.ММ.ГГГГ., в специальный стаж истицы, суд учитывает, что повышение квалификации является необходимым условием осуществления педагогической деятельности, за период обучения за истцом сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, законодатель делегировал Правительству РФ (п. 2 ст. 27 названного Федерального закона). Между тем, в определении от 06.03.2003 № 107-О Конституционный Суд РФ указал, что из содержания п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в особых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Положение п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона.

В Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу ст. ст. 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

На основе норм пенсионного законодательства в их нормативно - правовом единстве, учитывая при этом правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определениях от 06.03.2003 № 107-О и от 29.01.2004 года № 2-П, оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. преподавателем по классу баян в учреждении <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. руководителем кружка по классу баяна младшая группа школьного возраста при доме культуры в <данные изъяты>; периоды прохождения курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ. подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения истцу трудовой пенсии по старости.

Принимая решение суд учитывает указание Верховного Суда РФ, изложенное в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с которым в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Таким образом, при рассмотрении дела суд установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно, объективно исследовал в деле доказательства в их совокупности, и считает, что иск Оробей С.А. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковое заявление Оробей С.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гиагинском районе РА – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея включить Оробей С.А. в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пении по старости:

- период работы преподавателем по классу баян в учреждении Гиагинская детская школа искусств с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.;

- период работы руководителем кружка по классу баяна младшая группа школьного возраста при доме культуры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.;

- периоды прохождения курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ.,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Гиагинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. 10.09.2018 г..

Председательствующий С.В. Скоморохов

2-450/2018 ~ М-425/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Оробей Сергей Александрович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Гиагинском районе РА
Суд
Гиагинский районный суд Республики Адыгея
Судья
Скоморохов С. В.
Дело на странице суда
giaginsky--adg.sudrf.ru
31.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2018Передача материалов судье
03.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2018Подготовка дела (собеседование)
13.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.08.2018Предварительное судебное заседание
24.08.2018Предварительное судебное заседание
28.08.2018Предварительное судебное заседание
06.09.2018Судебное заседание
10.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2018Дело оформлено
18.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее