Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-821/2021 ~ М-103/2021 от 14.01.2021

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-821/21 по заявлению Шарафутдиновой О. Р. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-821/21 по заявлению Шарафутдиновой О. Р. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,

установил:

Шарафутдинова О.Р. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании решения Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что постановлением Администрации г.о. Самара от 17.07.2020 г. №578 е отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1 735 м2 с кадастровым номером по адресу: <адрес> Отказ обоснован тем, что площадь земельного участка существенно превышает площадь расположенного на нём объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером принадлежащего ей на праве собственности, земельный участок находится во II поясе зоны санитарной охраны головного водозабора, установленный вид разрешённого использования земельного участка не соответствует основным видам разрешённого использования зоны Р-3 карты правового зонирования г. Самары. Она является собственницей нежилого здания с кадастровым номером по адресу: <адрес> Испрашиваемый земельный участок сформирован административным ответчиком, его площадь несущественно превышает площадь здания. Просит признать незаконным постановление Администрации г.о. Самара от, по всей видимости, 17.07.2020 г., №578, обязать Администрацию г.о. Самара предоставить ей в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером

В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от 2.02.2021 г. Сафиуллина М.Х. заявленные требования поддержала.

Ответчик Администрация г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (т.1, л.д. 102-109), в котором иск не признал.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от 16.12.2020 г. №402 Ткаченко И.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Дульнев Е.В. против удовлетворения заявления возражал.

Глава г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён.

Заинтересованное лицо Озеров А.В. в судебное заседание не явилось, о времени и месте разбирательства дела признаётся извещённым применительно к положениям п.2 ст.100 КАС РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ, отзыва на иск не представило.

Заинтересованные лица МП г.о. Самара «Самараводоканал», ООО «Самарские коммунальные системы» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истица с 6.04.2015 г. является собственницей нежилого здания площадью 391,7 м2 по адресу: <адрес> кадастровый (т.1, л.д. 82-85). Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером

Согласно реестровой выписке (т.1, л.д. 64-81) земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 1 735 ± 15 м2, разрешённое использование – занимаемый нежилыми зданиями и прилегающей территорией под иными объектами специального назначения, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Городской округ Самара», образован 20.12.2019 г. путём раздела земельного участка с кадастровым номером

В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером был сформирован на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 7.02.2008 г. №134 (т.1, л.д. 190, 191, 193-194) как занимаемый находившимися в муниципальной собственности объектами капитального строительства, составляющими комплекс детского противотуберкулёзного санатория «Здоровье».

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением №15-0707/4109 о предоставлении в собственность возмездно земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов (т.1, л.д. 143-148).

Постановлением от 17.07.2020 г. №578 (т.1, л.д. 116-118) Администрация г.о. Самара отказала истице в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным пп.1 ст.39.16 ЗК РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов), пп.6 ст.39.16 ЗК РФ (указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка) и пп.14 ст.39.16 ЗК РФ (разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка).

Отказ в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

Поскольку ответчик не представил суду доказательств направления истице копии данного постановления, суд, исходя из презумпции добросовестности участников правоотношений, не может сделать вывод о пропуске заявительницей установленного п.1 ст.219 КАС РФ срока на обращение в суд.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Соответственно, подача истицей ответчику заявления о предоставлении земельного участка представляла собой реализацию шестого этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с пп.«г» ст.47 Устава г.о. Самара Департамент управления имуществом г.о. Самара обеспечивает подготовку проектов постановлений Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, а также проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и направление их Главе г.о. Самара.

В соответствии с пп.«а» ст.46 Устава г.о. Самара Глава г.о. Самара принимает решения о распоряжении земельными участками, являющимися имуществом г.о. Самара, в порядке, установленном земельным законодательством.

В соответствии с пп.«е» п.7 ст.24 Устава г.о. Самара Глава г.о. Самара возглавляет Администрацию г.о. Самара, назначает должностных лиц Администрации г.о. Самара, руководит Администрацией г.о. Самара на принципах единоначалия и решает иные вопросы по организации работы Администрации г.о. Самара.

Оспариваемое истицей решение подписано от имени Администрации г.о. Самара и.о. Главы г.о. Самара. Следовательно, оно не может быть признано не соответствующим закону по мотивам нарушения компетенции.

Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.

Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в его предоставлении, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трёх экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.1 ст.39.16 ЗК РФ – с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Ответчик указывает, что площадь принадлежащего истице здания существенно меньше площади испрашиваемого земельного участка, при этом обоснования соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нём объекта недвижимости не представлено.

Оценивая законность отказа в предоставлении земельного участка по данному основанию, суд исходит из следующего.

Как установлено судом, нежилое здание входило в комплекс объектов детского противотуберкулёзного санатория и было построено в 1973 г. 1.12.2013 г. на него было зарегистрировано право муниципальной собственности (т.1, л.д. 238).

Судом были запрошены и исследованы материалы дела кадастрового учёта в отношении земельного участка с кадастровым номером (т.1, л.д. 186-250, т.2, л.д. 1-3). Из них усматривается, что земельный участок был сформирован (поставлен на кадастровый учёт) в интересах муниципального образования «Городской округ Самара» на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 7.02.2008 г. №134. Иными словами, земельный участок изначально формировался как занимаемый указанным зданием и территорией, необходимой для его использования.

По смыслу ст.39.20 ЗК РФ, придаваемому ему правоприменительной практикой, исключительное право собственника здания на приватизацию (приобретение право аренды) земли распространяется не только на территорию, непосредственно занятую (застроенную) объектом недвижимости, но и на прилегающую территорию, необходимую для использования объекта.

Сформировав земельный участок с кадастровым номером орган местного самоуправления тем самым признал его необходимым для использования здания.

В связи с этим ссылка ответчика на непредставление заявительницей доказательств соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нём объекта недвижимости несостоятельна. Таким доказательством является сам факт формирования земельного участка как занимаемого зданием с прилегающей территорией.

Обратное, в силу п.9, 11 ст.226 КАС РФ, должно быть доказано ответчиком.

Ответчиком таких доказательств не представлено.

Другие объекты капитального строительства в пределах испрашиваемого земельного участка отсутствуют.

Оспариваемое решение мотивировано также ссылкой на пп.14 ст.39.16 ЗК РФ – разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Ответчик указывает, что установленный вид разрешённого использования не соответствует видам разрешённого использования для территориальной зоны Р-3 в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61.

Однако согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ речь идёт об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов.

Градостроительные регламенты в г. Самаре установлены Правилами застройки и землепользования от 26.04.2001 г. Использование испрашиваемого земельного участка для размещения здания началось в 1973 г., т.е. задолго до введения в действие градостроительных регламентов. Следовательно, в предоставлении земельного участка не могло было быть отказано по основанию, предусмотренному пп.14 ст.39.16 ЗК РФ.

Оспариваемое решение мотивировано также ссылкой на пп.6 ст.39.16 ЗК РФ – указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Ответчик указывает, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны водозабора.

Данное обстоятельство нашло своё подтверждение в ходе разбирательства дела. Зоны санитарной охраны водозабора на <адрес>, установлены постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 г. №304 на основании ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Границы второго и третьего поясов совпадают и проведены во все стороны от водозабора на удаление 3 км и от уреза воды на удаление 750 м. Образуемый земельный участок полностью попадает в границы этого пояса, что отражено как в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (т.1, л.д. 160-161), так и в выписке из единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д. 64-81).

В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ земли в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничены в обороте.

В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный закон, разрешающий приватизацию земель в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.

Следовательно, оспариваемое решение является законным, поскольку приватизация испрашиваемых заявительницей земель не допускается на основании п.2, пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ. Заявительница может реализовать своё исключительное право на приобретение земельного участка лишь в форме его аренды.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2021 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-821/2021 ~ М-103/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарафутдинова О.Р.
Ответчики
Администрация г.о Самара
Другие
Сафиуллина М.Х.
Департамент управления имуществом г.о Самара
Глава г.о. Самара
МП г.о. Самара "Самараводоканал"
Горбачева И.Ю.
Дульнев Е.В.
ООО "Самарские коммунальные системы"
Озеров А.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
14.01.2021Регистрация административного искового заявления
15.01.2021Передача материалов судье
19.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.02.2021Предварительное судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее