Дело № 2-10484/29-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Равпук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харламовой Юлии Николаевны к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска», Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об обязании к совершению действий,
установил:
Харламова Ю.Н. обратилась в суд с иском государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска» (далее - Центр), указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Центр с заявлением о компенсации расходов, понесенных на приобретение путевки в ААА для ВВВ В компенсации расходов было отказано со ссылками на несоответствие условиям Постановления Правительства РК от 12.04.2011 № 95-П «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Карелия (за исключением организации отдыха детей каникулярное время)» (в ред. Постановлений Правительства РК от 28.09.2011 № 260-П, от 03.04.2012 № 102-П, от 24.07.2012 № 234-П, от 22.05.2013 № 166-П), указано, что в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте, ААА имеет статус клинического лечебно-профилактического учреждения, и его основная деятельность направлена на оказание медицинской помощи населению. Данный отказ ответчика истица считает незаконным. Просит обязать Центр компенсировать расходы на приобретение путевки в ААА для ВВВ, взыскать с Центр денежные средства в сумме <данные изъяты> руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
В дальнейшем требования были уточнены, истица просит обязать Центр включить ее в список для оплаты спорных расходов, направить список в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, а последнее обязать оплатить такие расходы.
При рассмотрении дела истица и ее представитель Харламов А.А., действующий в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, указав, что истица имеет право на компенсацию расходов на приобретение путевки в санаторий для <данные изъяты>, выбор санатория был обусловлен рекомендациями турагента, близостью моря, климатическими условиями в месте нахождения санатория; целью приобретения путевки в данный санаторий был отдых, в том числе, ВВВ, никаких специальных медицинских исследований в период нахождения в санатории не проводилось, имели место общеукрепляющие процедуры (массаж, ингаляции, лечебные ванны) для всех членов семьи, в свободное от оздоровительных процедур время, в том числе в вечернее время, организовывался досуг, проводились анимации, концерты. Также просят учесть, что в списке документов для компенсации спорных расходов указана справка с поликлиники, при этом ответчик выражает отказ в оплате расходов со ссылками на отсутствие возможности проходить лечение в санатории.
Представитель ответчика Центра Семенова О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве с учетом дополнений к нему. Указала, что сведения о специализации санатория, за нахождение в котором истребуются расходы истицей, были получены из сети интернет с официального сайта санатория, иных запросов в санаторий не выполнялось. Решение об отказе в компенсации принималось комиссией Центра, размер расходов для компенсации в любом случае ограничен суммой в <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили, о причинах неявки представителя не сообщили.
Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Постановлением Правительства РК от 12.04.2011 № 95-П утвержден Порядок «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Карелия (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)», в соответствии с п.3 которого Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пределах установленного государственного задания организует и обеспечивает отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: в загородных стационарных оздоровительных лагерях, расположенных на территории Республики Карелия и иных субъектов Российской Федерации, а также стран Содружества Независимых Государств (далее - стран СНГ); в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Республики Карелия и иных субъектов Российской Федерации, а также стран СНГ; в специализированных (профильных) лагерях, организованных, в том числе общественными организациями (объединениями), фондами и другими некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на работу с детьми, учреждениями социального обслуживания, лечебно-профилактическими учреждениями, расположенных на территории Республики Карелия и иных субъектов Российской Федерации, а также стран СНГ.
Этим же Постановлением Правительства РК утверждены Условия и порядок оплаты (полной или частичной) стоимости питания детей в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, стоимости проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно и стоимости путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание (далее – Порядок).
Согласно п. 9 Порядка, в случае если родители (иные законные представители) ребенка отказываются от получения путевок в стационарные лагеря, расположенные на территории Республики Карелия и иных субъектов Российской Федерации, а также стран СНГ, приобретенных Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, по заявлению родителя (законного представителя) допускается оплата стоимости путевок, приобретенных ими самостоятельно, детям в возрасте от 6 до 18 лет на дату заезда в стационарные лагеря и иные организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Оплата стоимости путевок производится в размере фактически подтвержденных расходов на приобретение путевки, но не более <данные изъяты> рублей, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Для оплаты стоимости путевки (полной или частичной), приобретенной родителями (иными законными представителями) ребенка самостоятельно в стационарные лагеря, расположенные на территории Республики Карелия и иных субъектов Российской Федерации, а также стран СНГ, в центры представляются заявление по форме согласно приложению N 2 к Условиям и Порядку, копия свидетельства о рождении ребенка, для детей старше 14 лет - копия паспорта. Одновременно в центры представляются документы, указанные в пункте 7 настоящих Условий и Порядка.
По окончании нахождения ребенка в стационарных лагерях, но не позднее 1 октября текущего года, к вышеуказанным документам родителями (иными законными представителями) ребенка или другим лицом представляются: отрывной талон к путевке или документ его заменяющий, заверенный подписью и печатью руководителя стационарного лагеря; платежный документ, подтверждающий факт оплаты стоимости путевки в стационарный лагерь.
В п.п. 10, 17 Порядка указано, что рассмотрение документов и принятие решений о предоставлении путевок или об отказе в их предоставлении или об оплате (полной или частичной) стоимости путевок, приобретенных родителями (иными законными представителями) ребенка самостоятельно, осуществляется комиссиями, созданными в центрах, в состав которых входят представители центра, профсоюзных организаций, органов местного самоуправления.
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия осуществляет оплату (полную или частичную) стоимости путевок, приобретенных родителями (иными законными представителями) ребенка самостоятельно, путем перечисления средств на лицевой счет одного из родителей (иного законного представителя), указанный в заявлении, не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения комиссией.
В ст.2 Закона РК № 1459-ЗРК от 29.10.2010 «О некоторых вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Республике Карелия» закреплено, что в систему организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) в соответствии с федеральным законодательством входят независимо от организационно-правовых форм и форм собственности детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания и другие лагеря), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря на базе учреждений социального обслуживания, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, детские санатории, базы и комплексы, иные организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Организации отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными для целей отдыха детей и их оздоровления) и приспособленными (лагеря, в том числе передвижные, палаточные, центры (базы) с круглосуточным или дневным пребыванием детей на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений, клубов по месту жительства, санаторно-курортных учреждений).
В силу абз. 8 ст. 1 Закона РФ № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Судом установлено, что истица имеет ВВВ, ДД.ММ.ГГГГ, факт родственных отношений подтверждается <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Центр с заявлением о компенсации расходов на приобретение путевки в санаторий для ВВВ, в числе представленных ответчику документов приложила отрывной талон, в соответствии с которым истица с <данные изъяты> находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ААА. Факт несения обозначенных расходов подтверждается договором о приобретении путевки в санаторий от ДД.ММ.ГГГГ, счетом № от №, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате приобретенной путевки на общую сумму <данные изъяты> руб. на <данные изъяты> человек.
Ответчик в компенсации названных расходов отказал, указав, что сотрудниками Центра установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ санаторию ААА присвоен статус клинического лечебно-профилактического учреждения. И в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 228 от 29.09.1993 «Об утверждении положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении» клиническим является лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ), в составе которого работают клинические подразделения (кафедры, отделы, лаборатории) медицинских вузов, научно - исследовательских институтов, факультетов институтов усовершенствования врачей, медицинских факультетов университетов, оказывающие медицинскую помощь, осуществляющие подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, разработку и внедрение в практику новых медицинских технологий.
Основными задачами клинического ЛПУ являются оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению; создание условий для организации и проведения с учетом современных требований учебно-педагогического процесса по подготовке медицинских и фармацевтических кадров отрасли; обеспечение условия для проведения научно - исследовательской деятельности, разработок и внедрения высокоэффективных современных медицинских технологий.
Отказ нашел свое отражение в решении комиссии Центра № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд находит отказ ответчика необоснованным. Само по себе наличие в санатории возможности проходить лечение пребывающим в нем гражданам не свидетельствует о том, что истица <данные изъяты>, в составе которой находилась и ее ВВВ, выбрали данный санаторий именно с целью лечения и получали в нем лечение.
Как следует из объяснений истицы, ее выбор был обусловлен климатическими условиями, близостью моря, рекомендациями турагента, с помощью которого приобреталась путевка в санаторий, в санатории в отношении дочери проводились общие оздоровительные процедуры.
В силу ст.55 ГПК РФ объяснение истицы является доказательством по делу, объяснения истицы никем и ничем не опровергнуты.
Кроме того, объяснения истицы подтверждаются сведениями в отрывном талоне к санаторно-курортной путевке, где указано, что оплаченными и предоставляемыми услугами являются: проживание, диетическое питание, курортное лечение, курортно-досуговое обслуживание.
Кроме того, доводы о том, что специалистами Центра были установлены те или иные обстоятельства в отношении санатория, не могут быть учтены, так как соответствующие сведения получены с сайта санатория, актуальность которых не проверялась, посредством уточнения в самом санатории сведения о прохождении лечения либо оздоровления истицы с семьей не проверялись. Также следует учесть, что на многочисленных сайтах в интернете, где содержится информация о санатории «Приморье», имеются сведения как раз об организации отдыха в данном санатории детей с родителями с возможностью одновременно проходить лечение при наличии такой необходимости.
Иных оснований для отказа в компенсации понесенных истицей расходов судом не установлено, ответчиками о них не заявлено.
Учитывая изложенное, суд принимает решение об обязании Центра включить сведения о Харламовой Ю.Н. в список для оплаты стоимости самостоятельно приобретенной путевки в ААА для ВВВ, ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> руб., учитывая установленные ограничения по сумме.
Требования к Министерству суд считает необоснованными, так как отказ в оплате Министерство еще не выражало, при поступлении сведений от Центра в Министерство вопрос об оплате будет разрешение, в том числе с учетом данного решения суда, в связи с чем в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия суд отказывает, считая требования к нему преждевременными.
В силу ст.98 ГПК РФ расходы по государственной пошлине истице подлежат возмещению за счет надлежащего ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Харламовой Ю.Н. удовлетворить частично.
Обязать государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска» включить сведения о Харламовой Ю. Н. в список для оплаты стоимости самостоятельно приобретенной путевки в ААА для ВВВ, ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска и в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия отказать.
Взыскать с государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска» в пользу Харламовой Ю. Н. расходы по государственной пошлине <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 27.12.2014.