Дело № 2-3449/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2016г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Водневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой Н.А. к администрации г. Смоленска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Шестакова Н.А. обратилась в суд к администрации г.Смоленска с заявлением о предоставлении жилого помещения, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в СОГБОУ «Сафоновский детский дом-школа», где находилась на полном государственном обеспечении. В 1991г. ей была предоставлена комната под договору социального найма общей площадью 12,5 кв.м., в 2012г. у нее родилась дочь. На ее обращение в администрацию г.Смоленска с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания в указанном жилом помещении она получила отказ со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих ее социальный статус. Просит признать факт невозможности ее проживание в занимаемом жилом помещении, включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещение и обязать администрацию г.Смоленска предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании Шестакова Н.А. требования уточнила и просила признать за собой право на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения и обязать администрацию г.Смоленска предоставить ей жиле помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель администрации г.Смоленска Якушева М.Е. иск не признала, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих социальный статус истицы.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусматривает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Как установлено судом, Шестакова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ находилась на воспитании и полном государственном обеспечении в Сафоновской школе-интернате.
Согласно справке Сафоновской школы-интерната на протяжении всего периода пребывания в школе у истицы не было связи с родителями.
С 1988 по 1991г. истица проходила обучение с СПТУ-19 г.Сафоново.
По сведениям администрации Смолиговского сельского поселения <адрес> отец Шестаковой Н.А. Шестаков А.Ф. прибыл в д.Смоляки из мест заключения, выбыл в январе <данные изъяты> Информацией о матери истицы администрация не располагает.
В настоящее время истица совместно с дочерью Шестаковой С.В. на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. проживает в комнате – общей площадью 12,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, помещение №.
При обращении Шестаковой Н.А. в администрацию г.Смоленска с заявлением о признании невозможности ее проживания в указанном жилом помещении она получила отказ со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих ее социальный статус как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В соответствии с указанной нормой, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Приведенный выше перечень, определяющий, в каких именно случаях дети относятся к категории оставшихся без попечения родителей, не является исчерпывающим.
Из положений статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации следует, что к случаям, влекущим за собой прекращение попечения о ребенке со стороны родителей, могут быть отнесены, в том числе, жизненные ситуации, при которых создаются условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию детей, а также другие случаи отсутствия родительского попечения, при которых защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
Поводом для помещения истицы в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение явилось уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей и полное отсутствие родительского попечения.
Таким образом, Шестакова Н.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и помещена в государственные учреждения на полное государственное обеспечение, в которых находилась вплоть до совершеннолетия.
Следовательно, при отсутствии закрепленного жилого помещения и обеспеченностью жилым помещением на условиях договора социального найма менее учетной нормы, на истицу распространяются правовые гарантии, установленные ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающие предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом, в соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С учетом изложенного, истица имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шестаковой Н.А. удовлетворить.
Признать за Шестаковой Н.А. право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию г.Смоленска предоставить Шестаковой Н.А., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в городе Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Иванов