У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А
С Т Н О Й С У Д
Судья Лобина Н.В. Дело № 33а-5208/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 10 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Голышевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 6 сентября 2019 года по делу № 2а-1-283/2019, по которому постановлено:
административный
иск прокурора Карсунского района Ульяновской области в защиту интересов
Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и
цикличной экономики Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по
обеспечению пожарной безопасности» о возложении обязанности по обеспечению пожарно-химической станции в Карсунском
районе необходимой техникой, инвентарем
и оборудованием удовлетворить.
Обязать
Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной
безопасности» обеспечить пожарно-химическую станцию в Карсунском районе
собственным помещением для размещения личного состава команд, хранения техники,
оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС;
отапливаемым гаражом для автоцистерн; крытыми стоянками для автотранспорта,
тракторов и других машин; стационарной радиостанцией; тяжелым мотоциклом с
коляской; прибором для изменения пожарной опасности погоды (УСП-1) или
осадкомером, психрометром в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Обязать
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обеспечить
финансирование мероприятий ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» по
обеспечению пожарно-химической станции в Карсунском районе собственным
помещением для размещения личного состава команд, хранения техники,
оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС;
отапливаемым гаражом для автоцистерн; крытыми стоянками для автотранспорта,
тракторов и других машин; стационарной радиостанцией; тяжелым мотоциклом с
коляской; прибором для изменения пожарной опасности погоды (УСП-1) или
осадкомером, психрометром.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с
исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и
неопределенного круга лиц к Министерству
природы и цикличной экономики Ульяновской области, областному
государственному бюджетному
учреждению «Центр по обеспечению
пожарной безопасности» (далее по
тексту ОГБУ «Пожарная
безопасность») о возложении обязанности обеспечить пожарно-химическую станцию
(ПХС) в Карсунском районе
противопожарной техникой, инвентарем и оборудованием.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Карсунского района
Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере
пожарной безопасности в лесах.
В ходе проверки
установлено, что пожарно-химическая станция I типа в Карсунском районе не
укомплектована противопожарной техникой, средствами тушения, оборудования и
инвентаря в достаточном количестве и в соответствие с Положением о
пожарно-химических станциях, утвержденным приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №
167. Не укомплектование ПХС необходимым инвентарем может повлиять на
эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу
возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление
общественно-опасных последствий.
В связи с этим
прокурор просил суд обязать ответчиков обеспечить пожарно-химическую станцию в Карсунском
районе собственным помещением для размещения личного состава команд, хранения
техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС;
отапливаемым гаражом для автоцистерн; крытыми стоянками для автотранспорта,
тракторов и других машин; стационарной радиостанцией; тяжелым мотоциклом с коляской;
прибором для изменения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером,
психрометром.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области просит об отмене решения суда.
В обоснование указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.11.218 № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» лишь с 2019 года предусмотрено предоставление субвенций на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках переданный полномочий РФ субъектам РФ в области лесных отношений. Финансирование мероприятий по обеспечению ПХС необходимой техникой, инвентарем и оборудованием предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 19.08.2019 № 1605-р.
В заседание апелляционной инстанции участники процесса, за исключением прокурора, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно п. 7.2 ст. 82 Лесного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
В целях исполнения лесного законодательства на территории Ульяновской области создано ОГБУ «Пожарная безопасность», в структуру которого входит и действующая на территории Карсунского района пожарно-химическая станция 1 типа.
Согласно Приказу Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» пожарно-химические станции являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 к указанному Приказу № 167.
При рассмотрении дела установлено, что оснащение ПХС в Карсунском районе Ульяновской области оборудованием, инвентарем, средствами транспорта не соответствует перечню, приведенному в Приложении 2 к вышеуказанному Приказу.
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости оснащения ПХС в Карсунском районе техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, согласно Перечню, приведенному в Приложении № 2 к Приказу Рослесхоза № 167 от 19.12.1997, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Перечень противопожарного оборудования и инвентаря является примерным и не может подлежать применению, несостоятельны.
Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» установлен примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями.
В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Объективных доказательств отсутствия необходимости в обеспечении ПХС в Карсунском районе помещением для размещения личного состава команд, хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; отапливаемым гаражом для автоцистерн; крытыми стоянками для автотранспорта, тракторов и других машин; стационарной радиостанцией; тяжелым мотоциклом с коляской; прибором для изменения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром суду не представлены.
Ссылка в апелляционной жалоба на Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, которым утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, не может быть принята во внимание, поскольку приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 регулируется порядок формирования и обеспечения пожарно-химических станций, данный приказ не отменен, является действующим.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 6 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: