Дело № 2-591-2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2012 года
Можайский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Русаковой Г.С.
с участием прокурора Зениной А.С.
при секретаре Хубуловой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Можайского муниципального района об оспаривании предостережения прокурора,
у с т а н о в и л:
Администрация Можайского муниципального района обратилась в суд с заявлением об оспаривании предостережения Можайского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения закона, просит признать его незаконным и возложить на прокурора обязанность отозвать оспариваемое предостережение.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что выводы предостережения не основаны на законе, нарушают права Администрации, а также создают препятствие к осуществлению своих прав.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении требований Администрации Можайского муниципального района.
Прокурор возражала против удовлетворения заявления Администрации Можайского муниципального района.
Представитель ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
Представитель Минкультуры РФ ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения по заявлению Администрации Можайского муниципального района.
Суд считает, требования Администрации Можайского муниципального района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В судебном заседании из материалов дела, пояснений представителей сторон установлено, что ДД.ММ.ГГГГ первому заместителю главы Администрации Можайского муниципального района Скворцову В.В. было вручено предостережение Можайского городского прокурора о недопустимости нарушений закона.
Как пояснил прокурор, в связи с обращением жительницы Можайского района Самойловой А.А., прокуратурой проведена проверка соблюдения законности в вопросе предоставления в аренду земельных участков под строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов.
Установлено и представителем заявителя не оспаривалось, что Администрацией Можайского муниципального района в газете «Новая жизнь» от 07.03.2012 №18 размещена информация о предоставлении в аренду земельного участка площадью 153419 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – «для строительства и размещения полигона по захоронению твердых бытовых отходов». Кроме того, Администрацией Можайского муниципального района была размещена информация в газете «Новая жизнь» от 10.03.2012 №19 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 276987 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – «для строительства и размещения полигона по захоронению твердых бытовых отходов».
Прокурор ссылаясь на то, что населенный пункт – д.Митьково Можайского муниципального района расположен на территории охранной зоны Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, в связи с чем предоставление земельных участков в д.Митьково Можайского муниципального района для строительства и размещения полигона по захоронению твердых бытовых отходов не будет способствовать сохранению, а напротив, создаст условия для повреждения, уничтожения объекта культурного наследия, внес оспариваемое предостережение.
В соответствии с требованиями ст.7 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьей 34 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 №315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
Согласно ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст.99 Земельного кодекса РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
Положения п.2 ст.35 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ запрещают проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В целях сохранения и использования Бородинского поля как уникального памятника истории и культуры России, на основании схемы зон охраны Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, разработанной институтом «Спецпроектреставрация», Решением Малого совета Мособлсовета народных депутатов от 27.05.1992 №6/11 утверждены границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, его зон охраны и особый режим содержания.
Пунктом 3 данного Решения территория населенных пунктов в существующих границах, а также территория утраченных деревень отнесена к зоне регулирования застройки с режимом содержания согласно приложению №5.
В приложении №5 установлено разрешение без согласования с администрацией Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника на жилищное строительство до 3 этажей в населенных пунктах, а также строительство производственных зданий сельскохозяйственного назначения при населенных пунктах, указанных в т.ч. в списке №2, содержащем территорию <адрес>
В приложении №4 к Решению установлен режим содержания территории охранной зоны музея, согласно которому запрещается засорение территории промышленными и бытовыми отходами любого вида.
Учитывая изложенное режим использования земельного участка в д.Митьково Можайского муниципального района запрещает осуществление на нем строительства и размещения полигона по захоронению твердых бытовых отходов.
Кроме того, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Доводы представителя Администрации Можайского муниципального района о том, что размещение полигона в вышеозначенной охранной зоне уместно, поскольку в 1 км. от д. Храброво имеется действующий полигон, судом отклоняются. Соблюдение требований действующего законодательства по охране объектов культурного наследия не обусловлено наличием действующих уже объектов гражданско-промышленного назначения. А также, законность размещения и деятельности последних, в рамках настоящего гражданского дела, не является предметом судебного разбирательства.
Также несостоятельным суд полагает довод прокурора о том, что оспаривание предостережения прокурора главой 25 ГПК РФ не предусмотрено, так как является актом прокурорского реагирования, которое не влечет для лица правовых последствий.
Суд ссылается на положения ст. 25.1 ФЗ "О Прокуратуре РФ", однако данная норма Закона не содержит каких-либо запретов на обжалование предостережения прокурора.
Более того, в оспариваемом предостережении разъяснено право должностного лица на обжалование вышестоящему прокурору или в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ст. 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением и исполнением Конституции Российской Федерации и законов наделен правом направлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Таким образом, требования, содержащиеся в предостережении, должны предупреждать должностных лиц от нарушения установленных законом запретов и неисполнения (ненадлежащего исполнения) возложенных на них обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд полагает у прокурора имелись все основания к предостережению должностного лица о недопустимости возможных нарушений закона, в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления Администрации Можайского муниципального района об оспаривании предостережения прокурора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский горсуд в течение месяца со дня его постановления в окончательной форме.
С У Д Ь Я :
Мотивированный текст решения составлен 17 мая 2012 года.
С У Д Ь Я :