Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1987/2021 ~ М-1866/2021 от 21.07.2021

УИД: 66RS0009-01-2021-003299-86

                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2021 года                        город Нижний Тагил    

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Ершовой Т.Е.,

при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,

с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Тюрина С.Е.,

представителя ответчика Каменева А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1987/2021 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому товариществу собственников недвижимости «Металлист» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к СТСН «Металлист», в котором просит возложить на ответчика обязанность в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных и крупногабаритных отходов на территории СТСН «Металлист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно в соответствии СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; установить на территории СТСН «Металлист» контейнеры закрытого типа, включая для крупногабаритного мусора, предотвращающие возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления на территории СТСН «Металлист».

В ходе осмотра установлено, что в районе <адрес> в СТСН «Металлист» расположена контейнерная площадка, которая не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, контейнеры для сбора отходов отсутствуют, отходы складированы на открытый грунт в пределах площадки.

В судебном заседании помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Тюрин С.Е. основание и предмет заявленных исковых требований поддержал и просил удовлетворить.

Председатель СТСН «Металлист» Каменев А.Ю. в судебном заседании не оспаривал отсутствие специально оборудованной контейнерной площадки и контейнеров закрытого типа для складирования ТКО, полгал заявленный прокурором срок достаточным для выполнения возложенных обязанностей.

Представители третьих лиц Администрации Горноуральского городского округа, МКУ «Управление хозяйством Горноуральского городского округа» в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом изложенного и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Заслушав прокурора, законного представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.

На основании ст. 4 Федерального закон от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О
ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации установлено, что собственники садовых земельных участков или
огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести
такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут
создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и
огороднические некоммерческие товарищества (пункт 1).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закон от 29.07.2017 года №
217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для
собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» имущество общего пользования - расположенные в
границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества
для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные
участки общего назначения, использование которых может осуществляться
исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих
садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и
электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых
коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи,
созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности
садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Согласно п.1 ст. 7 Федерального закон от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О
ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою
деятельность для совместного владения, пользования и в установленных
федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом
общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в
общем пользовании, а также для создания благоприятных условий для ведения
гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и
электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п.п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

    Согласно п.п. 9, 10 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

Правила обращения с отходами обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей (п.1 Правил).

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

С ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором по обращению с ТКО на территории МО г. Нижний Тагил является ООО «Компания «Рифей».

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В пункте 10 Правил N 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999    №    52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению в условиях и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов гражданского дела, Садоводческое товарищество собственников недвижимости «Металлист» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности СТСН «Металлист» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления на территории СТСН «Металлист».

В результате проверки установлено, что в районе <адрес> на территории СТСН «Металлист» расположена контейнерная площадка, которая не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, контейнеры для сбора отходов отсутствуют, отходы складированы на открытый грунт в пределах площадки.

Исковые требования прокурора подтверждаются следующими доказательствами: справкой по результатам участия в проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фото-таблицей.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований СТСН «Металлист» при обращении с отходами оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, затрагивают права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Предложенный прокурором срок устранения нарушений, по мнению суда, является разумным. При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п. 9 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины), не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ организации и физические лица признаются плательщиками в случаях, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

При таких обстоятельствах на основании п.п. 2 п. 1 ст. 333.18 и п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит уплате в бюджет в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Возложить на садоводческое товарищество собственников недвижимости «Металлист» (ИНН 6648012543, ОГРН 1036602350861) в срок непозднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу:

оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных и крупногабаритных отходов на территории СТСН «Металлист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно в соответствии СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3;

установить на территории СТСН «Металлист» контейнеры закрытого типа, включая для крупногабаритного мусора, предотвращающие возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления.

    Взыскать с садоводческого товарищества собственников недвижимости «Металлист» (ИНН 6648012543, ОГРН 1036602350861) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 10 августа 2021 года.

<...>

<...>

Судья-                            Ершова Т.Е.

2-1987/2021 ~ М-1866/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора
Ответчики
СТСН Металлист
Другие
МКУ Управление хозяйством ГГО
Администрация ГГО
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Ершова Т.Е.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
21.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее