Дело №2-1933/16 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2016 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Е.В. Сапрыкиной,
при секретаре Н.Ю. Моисеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулеймановой Э.Р., Сулейманова Т.Р. к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области и администрации города Ульяновска о признании детей вынужденных переселенцев нуждающимися в улучшении жилищных условий с сохранением за ними даты постановки на учет,
У С Т А Н О В И Л :
Сулеймановы обратились в суд с иском к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области с требованиями признать отказ Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области (ныне - Главное управление труда, занятости и социального благополучия ульяновской области,) в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Сулеймановой Э.Р. и Сулейманова Т.Р., обозначенный в ответе Министерства № исх. от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области восстановить Сулейманова Т.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Сулейманову Э.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках очередности на улучшение жилищных условий (постоянного жилья) по дате постановки на жилищный учет - с ДД.ММ.ГГГГ, как самостоятельную семью с составом семьи - 1 человек для решения жилищного вопроса, в том числе в получении жилищного сертификата как решение по улучшению жилищных условий.
Исковое требование мотивировано тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году истцы вместе со своими родителями приехали в <адрес> из <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ отец - Сулейманов Р.И. с составом семьи из 4 человек (Сулейманов Р.И., супруга – Сулейманова Ф.М., сын - Сулейманов Т.Р., дочь - Сулейманова Э.Р.) состоит на учете, как граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья истцов (4 человека) временно
зарегистрирована в двух комнатах общей площадью 33,7 кв.м, муниципальной коммунальной квартиры по адресу: <адрес>и 4.
Истцы, будучи несовершеннолетними детьми, как граждане Российской Федерации, независимо от возраста, поставлены на жилищный учет как вынужденные переселенцы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ они обратились с заявлениями о включении в списки очередности на получение жилищных сертификатов с ДД.ММ.ГГГГ на имя Сулеймановой Э.Р. и Сулейманова Т.Р.
Заявления были адресованы Министру и социального развития Ульяновской
области; начальнику отдела по учету и распределению жилой площади Комитета по
управлению городским имуществом и земельными ресурсами.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по учёту и распределению жилой
площади администрации города Ульяновска (протокол №, решение комиссии утверждено постановлением Главы администрации г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ) очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих статус вынужденного переселенца разделена на три семьи: 1 - Сулейманов Р.И. и Сулейманова Ф.М.; 2 - Сулейманов Т.Р.; 3 - Сулейманова Э.Р..
От замминистра здравоохранения в ответ на указанное заявление был получен
ответ (№ исх. от ДД.ММ.ГГГГ), из которого следует, что Жилищный кодекс РФ не предусматривает механизм определения очередности гражданина с более ранней датой, чем дата подачи им документов для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, с которым они не согласны.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Ульяновска.
Истец Сулейманов Т.Р. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ. он устроился на работу, стал получать доход, поэтому стал самостоятельным. Сестра также стала работать, поэтому, ранее единую семью из родителей и детей, разделили на 3 части. При переезде из <адрес> в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. его в составе семьи из 4 человек, он, сестра и родители, как вынужденных переселенцев включили в очередь на улучшение жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ. они все проживают в общежитии – маневренного фонда в 2 комнатах, родители в комнате 17 кв.м., а он с сестрой в комнате 15 кв.м. С момента вселения в общежитие порядок проживания не менялся, при этом они (он, сестра, родители) все вместе ведут общий бюджет, совместно приобретают продукты. После раздела единой семьи на 3 части, отдельный договор найма жилого помещения маневренного фонда не заключался, при этом никаких конфликтов, способствующих разделу семьи, не было.
Истица Сулейманова Э.Р. в судебное заседание не явилась, о слушании извещалась, в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ на требованиях настаивала по доводам, изложенном в иске.
Представитель истицы Сулеймановой Э.Р. – третье лицо Сулейманова Ф.М. на иске настаивала, пояснив, что раздел семьи произошел, т.к. у детей появился свой бюджет и они планируют создать в будущем свои семьи.
Представитель ответчика Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области иск не признала, считая управление не надлежащим ответчиком, т.к. управление не признает нуждающимися в улучшении жилищных условий и не формируют списки, а лишь на основании списков предоставляемых муниципальными образованиями формируют сводный областной список граждан.
Как следует из письменного отзыва Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют некоторые категории граждан Российской Федерации, в том числе граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных
переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учёте в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 вышеназванных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Совместно проживающие с участником подпрограммы лица обеспечиваются жильём в рамках подпрограммы в составе семьи участника подпрограммы (пункт 17 Правил).
После того, как дети вынужденных переселенцев прекращают совместное проживание с их родителями и перестают быть членами их семей, имея статус вынужденного переселенца, чтобы получить статус нуждающегося в жилом помещении, и тем самым получить право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, они должны пройти процедуру, предусмотренную Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом в Жилищным кодексом РФ не предусмотрен механизм определения очерёдности гражданина с более ранней датой, чем дата подачи им
документов для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель ответчика администрации г. Ульяновска и третьего лица КУГИГ администрации г. Ульяновска Горничнова Л.Н. в судебное заседание не явились, о слушании извещались.
Третье лицо Сулейманов Р.И. на иске настаивал, просил восстановить своих детей в очередь, в которой они вместе стояли, пояснив, что раздел семьи был произведен, чтобы дети создали свои семьи, кроме того денежные средства будут выделены побольше.
Выслушав истца, представителей сторон и третьих лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства было установлено – подтверждено материалами дела, что истцы Сулейманова Э.Р. и Сулейманов Т.Р. являются вынужденными переселенцами.
Как следует из сообщения УФМС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ истцы, совместно со своими родителями – Сулеймановой Ф.М. и Сулеймановым Р.И. прибыли из ДД.ММ.ГГГГ и состоят на учете в УФМС России по Ульяновской области как вынужденные переселенцы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Все они включены в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. за № утверждено решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ пр. 14, которым Сулейманова Ф.М. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 4 человека (заявитель, муж, дочь, сын).
Согласно информации УФРС по Ульяновской области (выписки из ЕГРП), а также УГУП БТИ истцы Сулеймановы, а также третьи лица Сулеймановы жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности на территории Ульяновской области не имеют.
В соответствии с выпиской из протокола № заседания комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ., решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол №) было удовлетворено заявление Сулеймановых о разделе семьи Сулейманова Р.И., имеющих статус вынужденных переселенцев на 3 семьи: 1 семья Сулейманов Р.И. и Сулеманова Ф.М., 2 семья – Сулейманов Т.Р., 3 семья - Сулейманова Э.Р.
Как следует из списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на 2015г. по г. Ульяновку Сулейманов Р.И. включен в список с датой постановки на учет с составом семьи 2 чел. С ДД.ММ.ГГГГ а Сулейманов Т.Р. и Сулейманова Э.Р. с составом семьи по 1 чел. с ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно с указанной датой постановки на учет истцы Сулеймановы и третьи лица Сулеймановы были включены в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на 2015г. по Ульяновкой области в раздел «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами».
Не соглашаясь с датой постановки на учет, истцы обратились с вышеназванными исковыми требованиями.
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.
Исходя из совокупности положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845) учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно подпункту "б" пункта 17 членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Как следует из договора найма жилого помещения маневренного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ. Сулеймановой Ф.М. на состав семьи 4 человека (муж Сулейманов Р.И., сын Сулейманов Т.Р., дочь Сулейманова Э.Р.) было передано жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности площадью 33,7 кв.м. состоящее из 2 комнат в квартире <адрес>.
На аналогичный состав семьи с Сулеймановой Ф.М. были заключены договора от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Таким образом, согласно указанной норме закона членами одной семьи являются супруг, родители, дети, проживающие совместно в одном жилом помещении и, при этом, не имеет значения в каких комнатах этого жилого помещения, его супруг, дети и родители.
Согласно справке ф.8 от ДД.ММ.ГГГГ. в кв.<адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ. временно до ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированы в качестве нанимателя Сулейманова Ф.М., а также в качестве членов ее семьи муж Сулейманов Р.И. и дети Сулейманов Т.Р. и Сулейманова Э.Р.
В судебном заседании истец Сулейманов Т.Р. пояснил, что он совместно со своей сестрой и родителями ведут совместное хозяйство, совместно приобретают продукты питания, участвуют в приготовлении пищи, никаких конфликтов, способствующих расколу семьи не происходило.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы Сулейманова Э.Р. и Сулейманов Т.Р., а также третьи лица Сулейманов Р.И. и Сулейманова Ф.М. являются членами одной семьи.
При этом, то обстоятельство, что Сулейманова Э.Р. и Сулейманов Т.Р., достигнув совершеннолетия и трудоустроившись, несут расходы по оплате коммунальных услуг, передавая своей матери часть заработной платы, не может свидетельствовать, что они являются самостоятельными семьями, т.к. согласно ч.2 ст. 69 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма, в том числе по обязательствам оплаты жилищно-коммунальных услуг и платы за найм жилого помещения.
Как было указано выше, в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 приведенных Правил членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
При этом, законодательством не предусмотрены условия и механизм разделения очередности между членами семьи вынужденного переселенца, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Поскольку истцы при их переселении на территорию Российской Федерации были учтены в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включены в льготные списки граждан-получателей ГЖС одной семьей, продолжают проживать совместно со своими родителями, продолжают являться членами одной семьи, то достижение ими совершеннолетия и последующее трудоустройство, правового значения не имеют, поскольку закон не предусматривает возможности в этом случае обеспечение жилым помещением каждого лица, имеющего статус вынужденного переселенца, в отдельности.
Таким образом, решение администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. о разделении семьи Сулеймановых на три раздельные семьи в целях постановки на учет как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы является незаконным и подлежит отмене, а истцы Сулеймановы Э.Р. и Т.Р. подлежат восстановлению в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015гг. по МО <адрес> с даты первичной постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ. в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф.М., Сулейманов Р.И., Сулейманов Т.Р. и Сулейманова Э.Р.).
Принимая во внимание, что сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015гг. формируется, в том числе, на основании списка по МО г. Ульяновск, истцы Сулеймановы Э.Р. и Т.Р. подлежат восстановлению в сводном списке Ульяновской области граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015гг. с даты первичной постановки на учет - 16.07.2002г. в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф.М., Сулейманов Р.И., Сулейманов Т.Р. и Сулейманова Э.Р.).
Не подлежит удовлетворению требование истцов в части признания незаконным отказа Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, как правопреемника Министерства здравоохранения и соцразвития Ульяновской области в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий истцов, обозначенного в ответе за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. данное сообщение не содержит по своему тексту выводов о том, что Министерство здравоохранения и соцразвития Ульяновской области не признает истцов Сулеймановых Э.Р. и Т.Р. нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Истцами при подаче искового заявления была оплачена госпошлина в размере по 150 руб. каждым.
Принимая во внимание, что исковые требования Сулеймановых удовлетворены частично, исходя из требований ст. 98 ГПК РФ, суд взыскивает с каждого из ответчиков в равных долях в пользу каждого их истцов расходы по оплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям - по 37,50 руб. с каждого.
Руководствуясь ст.ст.12, 56,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сулеймановой Э.Р., Сулейманова Т.Р. удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ульяновска восстановить Сулейманову Э.Р. и Сулейманова Т.Р. в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015гг. с ДД.ММ.ГГГГ. в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф.М., Сулейманов Р.И., Сулейманов Т.Р. и Сулейманова Э.Р.).
Обязать Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области восстановить Сулейманову Э.Р. и Сулейманова Т.Р. в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015гг. с ДД.ММ.ГГГГ. в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф.М., Сулейманов Р.И., Сулейманов Т.Р. и Сулейманова Э.Р.).
Взыскать в пользу Сулеймановой Э.Р. с Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области и администрации города Ульяновска расходы по оплате госпошлины в равных долях по 37,5 руб. с каждого.
Взыскать в пользу Сулейманова Т.Р. с Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области и администрации города Ульяновска расходы по оплате госпошлины в равных долях по 37,5 руб. с каждого.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Сапрыкина