Дело №2-3055/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2017г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Виталия Владимировича к ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» об оспаривании постановки на профилактическое наблюдение и возложении обязанности по прекращению такого наблюдения (снятию с учета),
у с т а н о в и л:
Петров В.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» о признании незаконной его постановки ответчиком ДД.ММ.ГГГГ на профилактическое наблюдение и возложении обязанности по прекращению такого наблюдения (снятию с учета), указав, что в ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения в Промышленном районном суде г.Смоленска гражданского дела ему стало известно о постановке на диспансерный учет по факту <данные изъяты>, тогда как истец в ДД.ММ.ГГГГ в названный диспансер за оказанием наркологической помощи не обращался, добровольного информированного согласия на подобное наблюдение не давал, в ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» на осмотры не приглашался, профилактические беседы с ним упомянутым учреждением здравоохранения не проводились.
Представитель истца Никерина М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, отметив, что после проведенного в отношении Петрова В.В. медицинского освидетельствования результаты последнего до сведения истца доведены не были, уведомления о необходимости явиться на прием к врачу, а также уведомления о постановке на учет в целях осуществления профилактического наблюдения Петрову не направлялись.
Представитель ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» Юрченкова О.В., возражая против удовлетворения иска, указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ истец был направлен сотрудниками У. в учреждение на медицинское освидетельствование, в рамках которого по результатам проведенного химико-токсикологического исследования в организме Петрова В.В. обнаружены <данные изъяты>, в связи с чем, последний в соответствии с действующим законодательством поставлен на профилактическое наблюдение, после чего врача-нарколога ни разу не посетил. Поскольку постановка гражданина на профилактическое наблюдение не связана с медицинским вмешательством согласие последнего на организацию в отношении него профилактического наблюдения не требуется. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988г. №704 предусмотрена обязанность осуществления учреждением здравоохранения соответствующего профилактического наблюдения независимо от наличия согласия на это гражданина.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст.ст.2, 12, ч.5 ст.46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их ранее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем, в том числе, разработки и реализации программ снижения потребления алкоголя, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, проведения диспансерного наблюдения. Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 №704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями».
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утв. упомянутым приказом, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение. Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год. Осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств. Частота осмотров лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без явлений наркомании и токсикомании, - не реже 1 раза в месяц. Снятие с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной. Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Петров В.В. после проведенной в отношении него судебно-наркологической экспертизы, установившей факт <данные изъяты>, находился под профилактическим наблюдением в ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» и ДД.ММ.ГГГГ на основании решения врачебной комиссии диспансера был снят с такого наблюдения ввиду воздержания от употребления психоактивных веществ в немедицинских целях (л.д.4).
ДД.ММ.ГГГГ начальником У. истец был направлен в ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» для прохождения медицинского освидетельствования по причине подозрения в <данные изъяты> (л.д.19-21, 29). После доставления ДД.ММ.ГГГГ в названный диспансер истец был проинформирован под роспись о том, что в случае обнаружения у него наркологического расстройства (выявления состояния опьянения психоактивными веществами, наркотической зависимости и т.п.) по результатам медицинского освидетельствования он может быть оформлен на наркологический учет в ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» или у врача психиатра-нарколога по месту жительства. Кроме того, Петров предупрежден о том, что в этом случае ему рекомендовано являться на прием к врачу психиатру-наркологу для решения вопроса о необходимости динамического наблюдения, лечения в наркологическом учреждении (л.д.24).
По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ химико-токсикологческого исследования взятого у Петрова В.В. биологического материала специалистом ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» подготовлено заключение, из которого следует, что у истца наблюдается состояние <данные изъяты>, которое вызвано <данные изъяты> (л.д.19-23).
Из медицинской карты Петрова В.В. следует, что исходя из протокола медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ №, у истца выявлены признаки <данные изъяты> с вредными последствиями; пациент нуждается в профилактическом наблюдении на основании приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 №704.
С ДД.ММ.ГГГГ Петров В.В., как лицо, у которого злоупотребление наркотическими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, был поставлен ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» на профилактическое наблюдение, о чем, как следует из искового заявления, истцу стало известно в ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения в Промышленном районном суде г.Смоленска гражданского дела по иску последнего о восстановлении в родительских правах (л.д.4).
ДД.ММ.ГГГГ Петров В.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации об обстоятельствах его постановки на указанный учет, на которое ему письмом ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что ДД.ММ.ГГГГ истец в состоянии опьянения был доставлен на медицинское освидетельствование в названный диспансер, где по результатам освидетельствования был установлен факт <данные изъяты>, после чего в соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 №704 истец оформлен на наркологический учет (л.д.5-7).
Исходя из содержания представленного в суд иска, Петровым В.В. оспаривается его постановка ответчиком на соответствующее профилактическое наблюдение ввиду отсутствия для этого предусмотренных законодательством оснований. При этом, истец просит возложить на ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» обязанность по снятию его с названного учета именно по причине незаконности его постановки на данный учет, а не по причине наличия обстоятельств, с которыми действующие нормативные акты связывают возможность снятия гражданина с подобного учета.
Между тем, материалами дела достоверно подтверждено, что диспансером в ДД.ММ.ГГГГ было установлено нахождении истца в состоянии <данные изъяты>, обусловленном <данные изъяты>. Выявленное ответчиком злоупотребление Петровым В.В. наркотическими средствами не сопровождалось клиническими проявлениями заболевания, в связи с чем, ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» в соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988г. №704 правомерно поставило Петрова В.В. на учет в целях осуществления в отношении него профилактического наблюдения. При этом, с момента постановки на такой учет истец к врачу психиатру-наркологу на осмотры для осуществления контроля за состоянием здоровья и предупреждения развития наркомании не являлся, соответствующее медицинское обследование в отношении него не проводилось и, как следствие, в настоящее время у ответчика отсутствуют объективно подтвержденные данные, указывающие на длительное (в течение года) воздержание Петрова В.В. от употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств и свидетельствующие о наличии оснований для прекращения в отношении него профилактического наблюдения. Имеющаяся в материалах дела справка ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» о результатах проведенного ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца химико-токсикологического исследования, свидетельствует лишь о неупотреблении Петровым В.В. наркотических средств на момент обследования, а не в течение годичного периода.
Доводы представителя истца со ссылкой на ст.20 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п.5 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2015 №1034н, об отсутствии предварительного информированного добровольного согласия Петрова В.В. на осуществление в отношении него профилактического наблюдения, при разрешении спора во внимание приняты быть не могут.
Согласно упомянутой правовой норме Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В силу ст.2 названного Закона медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
В данном случае постановка истца на наркологический учет (профилактическое наблюдение) не является медицинским вмешательством, в смысле, придаваемом этому понятию ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, и не требует обязательного информированного добровольного согласия на это Петрова В.В.
По этим же причинам не подлежит применению к спорным правоотношениям и п.5 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2015 №1034н, согласно которомум диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных ст.20 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Названный Порядок устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология», тогда как истец к числу лиц с психическими расстройствами или расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, не относится, являясь гражданином, замеченным в немедицинском потреблении наркотических средств без клинических проявлений заболевания.
Кроме того, в силу специальных норм, содержащихся в приказе Минздрава СССР от 12.09.1988 №704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», профилактическое наблюдение устанавливается при наличии к тому оснований в обязательном порядке, т.е. независимо от согласия на это гражданина, и предполагает осуществление своеобразного медицинского надзора за последним путем регулярных осмотров врачом-наркологом. При этом, упомянутый приказ не содержит положений об осуществлении принудительных осмотров граждан, находящихся под профилактическим наблюдением, и не предусматривает какую-либо ответственность данных граждан, уклоняющихся от проведения данных осмотров, которые в этом случае продолжаются оставаться под профилактическим наблюдением.
Ссылки представителя Петрова В.В. на незаконность направления истца ДД.ММ.ГГГГ начальником У. в ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» для прохождения медицинского освидетельствования, на ненаправление Петрову В.В. в ДД.ММ.ГГГГ информации о результатах проведенного в отношении него медицинского освидетельствования, а также на неуведомление истца ответчиком о постановке на учет в целях осуществления профилактического наблюдения и о необходимости являться на прием к врачу, при установленном судом факте наличия у ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» оснований для постановки Петрова на профилактическое наблюдение, правового значения для разрешения спора не имеют. К тому же, указанные действия должностного лица У. истцом своевременно оспорены не были и незаконными в судебном порядке не признавались, а сам истец, подписав ДД.ММ.ГГГГ упомянутое выше уведомление (л.д.24), действуя разумно и добросовестно, должен был принять меры к получению у ответчика информации о результатах соответствующего медицинского освидетельствования, а также о постановке его диспансером на наркологический учет и о последствиях указанных действий учреждения здравоохранения.
Нельзя согласиться и с утверждениями представителя Петрова В.В. о том, что ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер», не обеспечив осмотр истца в течение 1 года профилактического наблюдения и не приняв все возможные меры к осуществлению таких осмотров, неправомерно не приняло решение о прекращении подобного наблюдения.
В силу положений Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утв. приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 №704, в отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.
Таким образом, применительно к профилактическому наблюдению, последнее могло быть прекращено в отношении истца, осмотры которого ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» в течение 1 года не осуществлялись, только в том случае, когда непроведение подобных осмотров было обусловлено неизвестностью места нахождения Петрова В.В. Однако, сведения о месте жительства истца у ответчика имелись. Сам факт неосуществления указанных осмотров основанием для снятия Петрова с наркологического учета не является.
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Петрова Виталия Владимировича к ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» об оспаривании постановки на профилактическое наблюдение и возложении обязанности по прекращению такого наблюдения (снятию с учета) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов