Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2016 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре Куликовой О.С., с участием истца Ярового Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярового Н.И. к Алуштинской городской администрации о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Яровой Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к Алуштинской городской администрации о признании права собственности на земельный участок.
Исковые требования мотивированны тем, что его матери Яровой А.И. на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал земельный участок площадью 0,0266 га расположенный по адресу: <адрес>. По договору дарения от 25.01. 2005 года вышеуказанный земельный участок мать годарила истцу. Договор дарения нотариально удостоверен. Однако договор дарения не был своевременно зарегистрирован. Целевое назначение земельного участка согласно договора дарения для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных строений и сооружений. Истец владеет данным земельным участком после оформления договора дарения. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Яровая А.И., истец является единственным наследником после ее смерти, вступил в права наследования и получил свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру. В августе 2015 года истец получил кадастровый паспорт на земельный участок и решил зарегистрировать договор дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в государственном комитете по государственной регистрации и кадастру в Республике Крым. В связи с тем, что земельный участок остается зарегистрированным за его матерью, Яровой А.И., государственный комитет по государственной регистрации решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в учете изменений объекта недвижимости.
У истца нет оснований обжаловать отказ, поскольку с заявлением в учете изменений соьекта недвижимости должна обращаться Яровая А.И. Если бы не состоялся договор дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, истец мог оформить его в порядке наследования вместе с остальным наследуемым имуществом, но у него нет государственного акта на земельный участок.
Таким образом истец указывает, что вынужден обращаться с иском в суд, поскольку право собственности у потребителя по договору возникает с момента регистрации, а такой регистрации вышеуказанного договора дарения нет. Зарегистрировать его не представляется зозможным, следовательно, его право на земельный участок необходимо признавать.
На основании чего истец просит суд, признать за ним Яровым Н.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения право собственности на земельный участок площадью 0,0266 га., расположенный по адресу: <адрес>, № с целевым назначением: «для обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений» на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Яровой А.И. и Яровым Н.И..
В судебном заседании истец поддержал исковое заявление, по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
ДД.ММ.ГГГГ, между Яровой А.И. и Яровым Н.И. заключен договор дарения земельного участка, согласно которого Яровая А.И. подарила Яровому Н.И. земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, Алуштинский городской совет, <адрес> <адрес>, кадастровый №, целевое назначение земельного участка: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, площадь земельного участка 0,0266 га. (л.д.7-8).
Государственный акт на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, общей площадью 0,0266 га, с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, площадь земельного участка (приусадебный участок) выдан на имя Яровой А.И. (л.д.5).
Как следует из договора дарения земельного участка, оригинал которого был осмотрен в судебном заседании 25.01.2005 года Яровая А.И. подарила а Яровой Н.И. принял в дар земельный участок по ул. <адрес>ю 0,0266 га. (л.д. 7), указанный договора зарегистрирован в реестре сделок (л.д. 8).
Согласно Свидетельства о смерти Серии 1-АП № Яровая А.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 266 кв.м., выдан кадастровый паспорт (л.д.4).
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в учете изменений объекта недвижимости – отказано (л.д.6), в том числе оп основаниям отсутствия регистрации права за истцом.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации, нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.
Исходя из положений п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации - в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.В соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Аналогичные положения предусматривала и ч. 1 ст. 2 Закона Украины, от ДД.ММ.ГГГГ, №-IV "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений".
Статья 125 Земельного Кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-III, которая действовала на момент заключения договора, предусматривала, что право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации такого права.
Вместе с тем, разрешая настоящее дело, суд исходит из того, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, не предусматривают сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора отчуждения недвижимого имущества и перехода права собственности по нему.
Законодательство Украины, действовавшее на момент заключения договора, а именно Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений", Земельный Кодекс Украины, Гражданский Кодекс Украины, также не предусматривали каких-либо сроков по обращению за государственной регистрацией прав.
Вместе с тем, после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, и соответственно изменения законодательного регулирования, истец фактически лишен возможности, в установленном законом порядке, обратиться в регистрационные органы и осуществить регистрацию своего права на земельный участок, поскольку переходными положениями такая возможность предусмотрена не была.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов следует, что государство обязано обеспечивать каждому реализацию права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Предписания статьи 6 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливают положения, в соответствие с которыми, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Вместе с тем, как указано выше, переходных положений, позволяющих осуществить государственную регистрацию прав, возникших в период до 18.03.2014 года, законодатель не предусмотрел.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2014 года № 6-П по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов указывал, что наличие переходного периода само по себе является необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, разрешение же возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательством, так и судебной практикой.
Направленность указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации даёт основания полагать, что правоприменительная практика в условиях, характерных для переходного периода, имеющего целью интеграцию в российскую правовую систему, предполагает осуществление её таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия участников гражданского судопроизводства к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, а также предоставления им в случае необходимости в течение некоего разумного переходного периода возможности адаптироваться в условиях после образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку такой способ защиты сможет в полном объеме восстановить нарушенные права истца и при этом на нарушает прав и интересов иных лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, признанием права.
Согласно статьям 17, 28 Федерального Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 6, 10 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст.ст. 254, 252, 552 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 1, 11,12, 67,195, 198, 199, 254-258 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск Ярового Н.И. к Алуштинской городской администрации о признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.
Признать за Яровым Н.И., право собственности на земельный участок площадью 0,0266 га., расположенный по адресу: <адрес>, № с целевым назначением: «для обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений» на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Яровой А.И. и Яровым Н.И..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко