УИД: 28RS0024-01-2020-000113-83
Дело № 2-111/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2020 года г. Шимановск
мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Шимановского района Жир Ю.А.,
представителя ответчика администрации города Шимановска Амурской области Гришечко О.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Харитоновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шимановского района Щетинина И.С., действующего в интересах Лапиной Алины Алексеевны, к администрации г.Шимановска Амурской области о возложении обязанности предоставить Лапиной Алине Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированное благоустроенное жилое помещение по договору найма, в соответствии с нормой предоставления не менее 18 кв. метров общей площадью, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, на территории г.Шимановска Амурской области,
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор Шимановского района Щетинин И.С., действующий в интересах Лапиной А.А., обратился в Шимановский районный суд с исковым заявлением к администрации г.Шимановска Амурской области о возложении обязанности предоставить Лапиной Алине Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированное благоустроенное жилое помещение по договору найма, в соответствии с нормой предоставления не менее 18 кв. метров общей площадью, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, на территории г.Шимановска Амурской области.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шимановского района Жир Ю.А. исковое заявление поддержала и суду пояснила, что прокуратурой Шимановского района рассмотрено обращение Лапиной Алины Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о нарушении её прав по внеочередному предоставлению жилого помещения администрацией г.Шимановска Амурской области как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В ходе рассмотрения обращения по существу установлено, что Лапина А.А. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мама ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 лишен родительских прав на основании решения Шимановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Между Лапиной А.А. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации г. Шимановска договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилом фонде города Шимановска не заключался. Право собственности на жилое помещение в отношении Лапиной А.А. не зарегистрировано. Постановлением администрации города Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ № Лапина А.А. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. С ДД.ММ.ГГГГ Лапина А.А. зарегистрирована в Министерстве социальной защиты населения Амурской области и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Шимановска. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Шимановска № внесены изменения в постановление администрации г. Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому Лапина А.А. поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Лапина А.А. обратилась в администрацию г. Шимановска с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с достижением возраста 18 лет. Согласно письму Управления образования администрации г. Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ № Лапина А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со списком лиц из числа детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Шимановска, состоит под №. Из заявления Лапиной А.А. следует, что она относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и просит помощи в решении жилищного вопроса. В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с п. 2 ч. 3 СТ. 19, П. 8 Ч. 1 СТ. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан, относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-0З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. В соответствии с П. 2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением правительства Амурской области от 08.04.2013 года №144, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно СТ. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. В ней отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. В Определении Верховного Суда РФ от 16.06.2009 года №85-В09-11 указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование приведенных выше положений СТ. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Лапина А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, администрацией г. Шимановска включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с постановлением мэра города Шимановска от 10.09.2009 года №745 «О норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории муниципального образования город Шимановск составляет 18 квадратных метров общей площади для одиноко проживающего гражданина. Таким образом, Лапиной А.А. должно быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения на территории города Шимановска Амурской области. Просит суд обязать администрацию г. Шимановска предоставить Лапиной А.А. специализированное благоустроенное жилое помещение по договору найма, в соответствии с нормой предоставления не менее 18 кв. метров общей площадью, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, на территории г. Шимановска Амурской области.
Истец Лапина А.А. в судебное заседание не прибыла, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, не представила ходатайство об отложении судебного разбирательства, а равно сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание. В связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает необходимым провести судебное заседание в отсутствие истца Лапиной А.А.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Шимановска Гришечко О.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация г.Шимановска с исковыми требованиями не согласна по следующим основаниям. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,.. . органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что.. . дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,.. . за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Согласно пунктам 16 и 17 постановления Правительства Амурской области от 08.04.2013 №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - субвенция). Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области. Пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 №113 установлено, что органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 г. №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На 13.03.2020 года муниципальному образованию город Шимановск перечислена субвенция в размере 7318.872 рублей. На данные денежные средства КУМС <адрес> был проведён электронный аукцион в рамах Федерального закона от 05.04.2013 года 344-ФЗ заключено <данные изъяты> контракта по 1 квартире каждый (контракт № на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; контракт № на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; контракт № на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>), также размещены извещения о проведении электронного аукциона на <данные изъяты> квартиры, ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено 2 протокола определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), 1 протокол ДД.ММ.ГГГГ. Данные закупки проводятся для лиц из числа детей-сирот в рамках исполнения аналогичных решений судов, в связи с чем, лица, относящиеся к данной категории граждан и подлежащие обеспечению жилыми помещениями, которые были поставлены в список ранее Лапиной А.А., по-прежнему, не смогли воспользоваться своими правами на получение жилого помещения. Поскольку дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ, согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемый местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время имеется очередность граждан, относящихся к лицам из числа детей-сирот, которые ожидают предоставления им жилых помещений в порядке очередности. Лапина А.А. числится в Списке под № из 67 человек. Предоставление Лапиной А.А. жилого помещения ранее предыдущих граждан, числящихся в Списке, не представляется возможным и влечёт нарушение их прав.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты населения Амурской области, КУСМ г. Шимановска, Отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Шимановска, Управления образования администрации г. Шимановска в судебное заседание не прибыли, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, не представили ходатайство об отложении судебного разбирательства, а равно сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание. В связи с чем суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора Шимановского района, действующего в интересах Лапиной А.А., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса <данные изъяты> предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1).
В судебном заседании установлено, что Лапина Алина Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Мама Лапиной А.А. ФИО9 умерла. Отец Лапиной А.А. ФИО2 лишён родительских прав в отношении дочери на основании решения Шимановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г. Шимановска Лапина А.А. поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.Шимановска. Представленными материалами подтверждено, что Лапина А.А. в настоящее время не имеет в собственности жилого помещения, а также помещения, закрепленного за ней на основании договора социального найма, не приобрела право пользования жилым помещением по договору социального найма в качестве члена семьи нанимателя.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Закона от 29.02.2012 года.
Пунктом 8 ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке (далее - полномочия): по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 9 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением администрации г. Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления администрации г. Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ №) Управлению образования администрации г.Шимановска дано распоряжение о постановке Лапиной А.А. на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Стороной ответчику суду представлен Список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Шимановска, согласно которому Лапина А.А. состоит в списке под №.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Законом Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительством Амурской области принято постановление от 08.04.2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области от 08.04.2020 года следует, что за Лапиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрированы права о наличии имеющихся (имевшихся) у неё объектов недвижимого имущества.
Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании п. 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированому жилому фонду, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года №42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должно быть пригодными для проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации), быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Из материалов дела усматривается, что Лапина А.А. до настоящего времени не обеспечена администрацией г. Шимановска жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с постановлением мэра города Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ № «О норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории муниципального образования город Шимановск составляет 18 кв. метров общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Лапина А.А., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не обеспечена жильем, суд приходит к выводу, о законности и обоснованности требования прокурора Шимановского района, действующего в интересах Лапиной А.А., о возложении на администрацию г. Шимановска обязанности предоставить Лапиной А.А. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления не менее 18 кв. метров общей площадью, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, на территории г.Шимановска Амурской области.
Доводы представителя ответчика о наличии очерёдности граждан, претендующих на обеспечение жилым помещением по договору специализированного жилищного фонда, суд не находит заслуживающими внимания, поскольку данный факт сам по себе не может рассматриваться как основание для снятия с администрации обязанности по обеспечению нуждающихся лиц жилым помещением согласно установленным нормам.
Установленный федеральным законодательством, а также законодательством Амурской области порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Доводы стороны ответчика о недостаточности финансирования на исполнение государственных полномочий по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, суд считает несостоятельными, поскольку, в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ, гражданин не является участником бюджетных отношений, в связи с чем, право Лапина А.А. на предоставление жилого помещения законом не может быть поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, будучи установленным законом, указанное право становятся гарантированным государством и отказ от его предоставления только лишь на основании недостаточности бюджетных средств невозможен.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Шимановского района Щетина И.С., действующего в интересах Лапиной А.А., удовлетворить.
Обязать администрацию города Шимановска Амурской области предоставить Лапиной Алине Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированное благоустроенное жилое помещение по договору найма, в соответствии с нормой предоставления не менее 18 кв. метров общей площадью, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, на территории г.Шимановска Амурской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: