Дело № 2-1475/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2017г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Водневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова А.А. к УФСИН России по Смоленской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья,
УСТАНОВИЛ:
Маслов А.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Смоленской области, Федеральной службе исполнения наказаний России с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. В обоснование требований указал, что проходя службу в УФСИН России по Смоленской области, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (далее – социальная выплата). Подкомиссией УФСИН России по Смоленской области данное заявление и представленный пакет документов были рассмотрены и направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на соответствующий учет. После его неоднократных обращений ему была предоставлена выписка из протокола заседания комиссии, из которой следовало, что ему отказали в постановке на учет в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. Считает данный отказ незаконным, поскольку им представлен полный пакет документов, комиссией пропущен установленный срок рассмотрения документов.
В судебном заседании истец и его представитель Гращенкова Т.В. требования поддержали.
Представитель УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России Володченков А.В. требования не признал, считая вынесенное комиссией решение законным и обоснованным, поскольку истцом документы представлены не в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Как установлено в судебном заседании, Маслов А.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности заместителя начальника оперативного отдела ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. документы Маслова А.А. направлены в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. Маслову А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №, а также выписки из ЕГРП, содержащую информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что препятствует установлению факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Вместе с тем, с данным решением комиссии суд согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.4 Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 5 указанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в указанной статье, или представлены их оригиналы.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п.7 Правил).
Отказывая Маслову А.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, комиссия сослалась на отсутствие выписки из домовой книги с ранее занимаемых мест жительства заявителя и его супруги по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>; <адрес>. Также указано на отсутствие правоустанавливающих документов на занимаемое супругой истца и дочерью на жилое помещение по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>. Кроме того, заявителем не представлена выписка из ЕГРП, содержащая информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что препятствует установлению факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Действительно, в числе прочего пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Однако данная норма допускает предоставление заменяющих их документы.
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.
При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.
Сведения о регистрации гражданина по месту пребывания вносятся в поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту).
В данном случае из материалов дела следует, что истцом на <адрес> <адрес> <адрес> предоставлялась абонентская карточка, копии лицевого счета, а также договор найма специализированного жилого помещения от 01.11.2010г.; в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, - справка комитета ЖКХ администрации МО «Рославльский район»; в отношении жилого помещения, расположенного в д.Малые Кириллы – выписка из домовой книги.
Представленные документы содержат все необходимые сведения о периодах проживания заявителя и членов его семьи.
Следовательно, представленные документы отвечают всем необходимым требованиям, предъявляемым пп. "з" п. 5 Правил.
Обязанности представлять правоустанавливающие документы на жилое помещение, Правила не содержат.
Далее комиссия ФСИН России ссылается на то, что заявителем не представлена выписка из ЕГРП, содержащая информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что препятствует установлению факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Однако вопреки данному утверждению в материалах учетного дела истца имеется выписка из ЕГРП на имя истца и членов его семьи.
Указание в оспариваемом решении на то, что представленная выписка относится только к имеющимся объектам недвижимого имущества, основанием к отказу в постановке на учет не является, поскольку согласно подп. "и" п. 5 Правил к заявлению сотрудник должен приложить документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Данное требование Правил истцом было исполнено.
Кроме того, п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательство Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 комиссиям предоставлено право на проверку представленных сведений, что предполагает наличие права на истребование от заявителя дополнительных документов, а соответственно и обязанность предложить заявителю представить данные документы или самостоятельно запросить недостающие документы в порядке межведомственных запросов в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ранее представленных документов недостаточно для принятия решения. Об этом свидетельствует в том числе и то обстоятельство, что такое решение принимается в 3-месячный срок со дня их подачи заявления и документов, в который возможно провести необходимые проверочные мероприятия.
Вместе с тем, заявителю не предлагалось представить дополнительные документы.
При таких данных отказ комиссии ФСИН России нельзя признать правомерным, в связи с чем принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа в постановке Маслова А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения подлежит отмене с возложением обязанности принятия его на соответствующий учет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Маслова А.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21.12.2016г. в части отказа в постановке Маслова А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принять Маслова Алексея Алексеевича составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по дате первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2017г.