Дело №2-572\16
Решение в окончательной форме
изготовлено 17 мая 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2016 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре О.Г. Средней
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хозяйкина <данные изъяты> к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, второму отделу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Хозяйкин П.С. обратился в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа, он занимает ведомственное жилое помещение - однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в военном городке г. Алейска, который до издания распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р считался закрытым.
По данным ордера указанное выше жилое помещение предоставлено Хозяйкину <данные изъяты>, с семьей, состоящей из 3 чел: Хозяйкин <данные изъяты>, жена, 1975 г.р. <данные изъяты>., сын, 1994 г.р. Павел (так в документе).
Данную квартиру он занимает на законных основаниях, так как его отец - Хозяйкин С.И. проходил военную службу в войсковой части, дислоцированной в г. Алейске, что подтверждается трудовой книжкой, в которой указано: служба в ВС РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре объектов муниципальной собственности <адрес> жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, г. Алейск, отсутствует.
В ордере № от ДД.ММ.ГГГГ не указано, что Хозяйкину С.И. выдан ордер на служебное жилое помещение, также в ордере отсутствует «красная полоса», присущая ордерам по служебным квартирам.
В соответствии со справкой архивного отдела администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № в документах архивного фонда исполнительного комитета Алейского городского Совета депутатов трудящихся «Протоколы заседаний городского Совета, и документы к ним» за 1973 – 1976 годы, исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов «Протоколы заседаний исполкома, решения, принятые исполкомом, материалы к ним» за 1977 – ноябрь 1991 года, администрации <адрес> «Постановления главы администрации города» за ноябрь 1991 – 2005 годы сведения о включении <адрес>, находящейся по адресу: г. Алейск, <адрес>, в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона, отсутствуют.
На основании справки Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № он в приватизации по адресу: <адрес>, №, <адрес>, не участвовал.
В настоящее время в квартире зарегистрированы Хозяйкина <данные изъяты> (наниматель), сын Хозяйкин <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской по лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Он проживает в указанной квартире с момента рождения, а зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста для получения паспорта.
Отец Хозяйкин С.И., на имя которого был выписан ордер, в данной квартире не проживает. Согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу: г. Алейск, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ.
Его мать - Хозяйкина И.В. не возражает против приватизации указанной выше квартиры и не желает участвовать в её приватизации, что подтверждается её заявлением.
На основании Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (<адрес>) о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы, а именно: документ, подтверждающий право на пользование жилым помещением (ордер); документ, подтверждающий, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано (справка Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю).
Согласно ответу ФГКУ передать квартиру в собственность в порядке приватизации учреждение не может, поскольку не является собственником имущества и не наделено соответствующими полномочиями. Аналогичные ответы им были получены из ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департамента жилищного обеспечения МО РФ.
Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру номер 26, общей площадью 31,70 кв.м., расположенную по <адрес> Алтайского края.
В судебном заседании истец Хозяйкин П.С. поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, что проживает в жилом помещении с момента рождения. После расторжения брака родителей, он и мать – Хозяйкина И.В. остались проживать в спорной квартире, отец – Хозяйкин С.И. как военнослужащий получил другое жилое помещение с учетом состава новой семьи, после увольнения с военной службы был обеспечен жилищным сертификатом. После снятия с регистрационного учета отца, его и мать из жилого помещения не выселили, оставили в нем проживать, не смотря на то, что они не имели отношения к Министерству обороны РФ. Вследствие изложенного он считает, что между наймодателем жилого помещения, с одной стороны, и матерью и им, с другой стороны, сложились отношения по договору социального найма.
Третье лицо на стороне истца Хозяйкина И.В. пояснила, что возражений относительно удовлетворения требований истца не имеет. Квартира № по <адрес> г. Алейска была предоставлена ее бывшему супругу Хозяйкину С.И. на нее и сына, как военнослужащему. До вселения в данную квартиру они проживали у родителей, затем в общежитии военного городка, состояли на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в Алейской КЭЧ. В октябре 1997 года брак между нею и Хозяйкиным С.И. был расторгнут. После прекращения семейных отношений Хозяйкин С.И. прекратил проживание в квартире, снялся с регистрационного учета. Ему было предоставлено другое жилое помещение, расположенное по адресу: г. Алейск, <адрес> на новую семью. Из занимаемой ею и сыном квартиры их никто не выселил, на нее был оформлен лицевой счет как основного нанимателя, что свидетельствует о том, что она и сын стали проживать в квартире на условиях договора социального найма. Бывший супруг Хозяйкин С.И. после прекращения военной службы получил жилищный сертификат, включая супругу Поправко А.И. и их совместного сына. Ее сын Хозяйкин П.С. иного жилья в собственности или по договору найма не имеет. Она не возражает, если он приватизирует квартиру, сама от участия в приватизации жилого помещения отказывается в пользу истца.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в возражениях на иск указали, что с требованиями истца не согласны, считают их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку учреждение не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Истец не был признан нуждающимся в обеспечении постоянным жильем, следовательно, не может занимать спорную квартиру на условиях договора социального найма.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, из письменных возражений учреждения следует, что <адрес> г. Алейска была предоставлена Хозяйкину С.И. на состав семьи их трех человек как военнослужащему на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира была предоставлена в закрытом военном городке, что свидетельствует о том, что она изначально имела статус служебного жилья и была предоставлена на период военной службы. Договор социального найма с истцом не заключался, служебный ордер не оспаривался и не признавался недействительным. По сведениям электронной базы ГЖС – учет государственных жилищных сертификатов – на имя Хозяйкина С.И. с составом семьи из трех человек выдан жилищный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: Алтайский край Алейский район <адрес> на сумму 399 060 рублей.
Представителя ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Из возражений третьего лица - 2-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации следует, что сведениями об отнесении жилого помещения – <адрес>, д. г. Алейска к числу специализированного жилого помещения, учреждение не располагает. Указанное жилое помещение было предоставлено военнослужащему Хозяйкину С.И. в связи с трудовыми отношениями, как служебное жилье, на период военной службы. Истцом не представлены доказательства того, что он может занимать данное жилое помещение на условиях договора социального найма.
Суд, выслушав истца Хозяйкина П.С., 3-е лицо на стороне истца Хозяйкину И.В., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании <адрес> г.Алейска была предоставлена Хозяйкину С.И. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ордеру квартира была предоставлена на состав семьи из трех человек: Хозяйкина С.И., его супругу – <данные изъяты>, 1975 года рождения, сына <данные изъяты>, 1994 года рождения.
Из трудовой книжки на имя Хозяйкина С.И. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он являлся курсантом Пермского военного авиационно-технического училища им. Ленинского комсомола, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Вооруженных Силах РФ, уволен по организационно-штатным мероприятиям в связи с ликвидацией части.
Из пояснений третьего лица Хозяйкиной И.В. следует, что брак между нею и Хозяйкиным С.И. был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии I-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделом ЗАГСа администрации г. Алейска.
После расторжения брака Хозяйкин С.И. выселился из спорного жилого помещения, что следует из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Хозяйкин С.И. был зарегистрирован в <адрес> г. Алейска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из лицевого счета следует, что ответственным квартиросъемщиком <адрес> г. Алейска является Хозяйкина И.В., которая зарегистрирована в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, ее сын – Хозяйкин П.С. зарегистрирован в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Жилищно-коммунальные услуги начисляются на состав семьи из двух человек.
Как установлено в судебном заседании, после выселения из <адрес> г. Алейска, Хозяйкин С.И. был обеспечен другим жилым помещением, расположенным в военном городке по адресу: г. Алейск, <адрес>, что подтверждается справкой ООО «ГУЖФ» о том, что Хозяйкин С.И. был зарегистрирован в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о расторжении брака I-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта, представленных в суд третьим лицом Хозяйкиной И.В., усматривается, что Хозяйкин С.И. состоял в браке с Поправко А.И. до ДД.ММ.ГГГГ, у них имеется совместный ребенок Хозяйкин И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Хозяйкиным С.И. был реализован жилищный сертификат на новый состав семьи из трех человек, ДД.ММ.ГГГГ согласно данных по контролю жилья Хозяйкин С.И. освободил жилое помещение по адресу: г. Алейск, <адрес>.
Из изложенного следует, что истец Хозяйкин П.С., в несовершеннолетнем возрасте был вселен в жилое помещение как член семьи нанимателя на основании ордера, зарегистрирован в нем после получения паспорта по достижении возраста 14 лет, фактически проживает в жилом помещении с рождения, несет расходы по содержанию указанного жилого помещения.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Основаниями для возникновения права на приватизацию жилого помещения согласно ст. 2 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма. Они вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р <адрес> Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Изменения, которые вносятся в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ Алтайский край исключен.
Из Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы № по <адрес>, внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из передаточного Акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Алейской КЭЧ ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом, в котором проживает истец по <адрес> г. Алейске.
Как следует из справки комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска № от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре объектов муниципальной собственности г.Алейска жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, отсутствует.
Из изложенного следует, что <адрес> г. Алейска относится к государственному жилищному фонду.
Статья 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Из архивной выписки архивного отдела администрации г. Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что решения о включении <адрес> г. Алейска в число служебных отсутствуют.
Других доказательств, свидетельствующих о том, что на момент предоставления истцу Хозяйкину П.С. спорной квартиры, данное жилое помещение имело статус служебного жилого помещения, в материалах дела не имеется.
Доводы, приведенные представителем ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, о том, что спорная квартира не подлежит приватизации, поскольку имеет статус служебного жилья, по причине того, что квартира была представлена военнослужащему в связи с трудовыми правоотношениями, суд находит несостоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам по делу.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как указано выше, <адрес> по адресу: г. Алейск, <адрес>, Министерством обороны РФ была предоставлена истцу как члену семьи Хозяйкина С.И. в декабре 1994 года.
Согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ, государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
Исходя из положений ст. 104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
При этом в силу положений ст. 101 ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
В период действия ЖК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР» разъяснил, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20).
Анализ приведенных норм ранее действовавшего жилищного законодательства свидетельствует о том, что признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а впоследствии местной администрации.
При этом само по себе предоставление военнослужащим (служащим) ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяло его статусом служебного.
Жилые помещения, расположенные в домах г. Алейска Алтайского края распоряжениями главы администрации г. Алейска в период до ДД.ММ.ГГГГ включались в число служебных, однако спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела архивной выпиской администрации г. Алейска Алтайского края.
Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорного жилого помещения, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Семья Хозяйкина С.И. нуждалась в улучшении жилищных условий по состоянию на декабрь 1994 года, так как проживала в общежитии военного городка, иного жилья не имела.
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Подтверждением того, что между действующим от имени собственника жилого помещения уполномоченным государственным органом – КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа и новым нанимателем жилого помещения Хозяйкиной И.В. сложились отношения по договору социального найма свидетельствует то обстоятельство, что после прекращения семейных отношений и выселения военнослужащего Хозяйкина С.И. в другое жилое помещение, Хозяйкина И.В. и ее сын остались проживать в <адрес> г. Алейска, домоуправлением КЭЧ на Хозяйкину И.В. был переведен лицевой счет, иск о прекращении права пользования жилым помещением и выселении Хозяйкиной И.В. и ее сына из квартиры по признаку статуса «служебной» к ним до настоящего времени не предъявлялись.
Таким образом, доказательств о том, что спорная квартира является служебным жилым помещением ответчиками не представлено. Талон к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на вселение в жилое помещение соответствующей отметки «служебный» не имеет, договор служебного найма с ответственным квартиросъемщиком Хозяйкиной И.В. – матерью не заключался.
Отсутствие у истца письменного договора социального найма, о чем указывает представитель ответчика, не свидетельствует о незаконном проживании истца в спорной квартире и не лишает его права передачи ему спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
В соответствии с положениями ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения истца жилое помещение, заключения договора социального найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета, на который должна была поступать плата за пользование жилым помещением.
Доводы о том, что истец не является военнослужащим и Министерство обороны РФ не обязано обеспечивать его жилым помещением, судом также отклоняются, поскольку как установлено, истцу было предоставлено жилое помещение как члену семьи первоначального нанимателя Хозяйкина С.И. в период нахождения последнего в трудовых отношениях с войсковой частью Министерства обороны РФ.
Поскольку ответчики не представили в суд доказательств того, что квартира имеет статус служебного жилья, включена в специализированный жилищный фонд и с истцом заключен договор найма служебного помещения, суд приходит к выводу о том, что истец Хозяйкин С.И. пользуется жилым помещением на условиях договора социального найма и имеет право на его приватизацию.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из содержания изложенных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, находится в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Не соответствует закону и вывод суда о нарушении принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) при признании за истцом в судебном порядке права собственности на спорное жилое помещение.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Суд полагает, что само по себе отсутствие порядка приватизации жилых помещений, ранее имевших статус закрытых военных городков при бездействии уполномоченного органа по передаче жилого фонда в муниципальный орган или разработке механизма реализации прав граждан, не может повлечь ущемления права граждан иметь в собственности жилое помещение.
Как материалов дела следует, что Хозяйкин П.С. изъявил желание приватизировать вышеуказанное жилое помещение.
Согласно ответа ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ ему отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не делегированы, рекомендовано обратиться в судебные органы за защитой своих прав и законных интересов.
Между тем, оснований для отказа в приватизации данного жилого помещения, предусмотренного ст. 4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в судебном заседании не установлено, а именно: спорное жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является комнатой в общежитии, в доме расположенном в закрытом военном городке.
По настоящему делу доказательств, с достаточностью и достоверностью свидетельствующих о законности присвоения спорной квартире статуса служебного с соблюдением всех необходимых процедур, ответчики в соответствии со ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суду не представили.
Приватизировать государственное жилье совершеннолетний гражданин может только один раз, данное правило закреплено в статье 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено, что Хозяйкин П.С. ранее не принимал участия в приватизации, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Алейским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентариазция-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю.
Согласно справки с места жительства и установленных обстоятельств дела Хозяйкин П.С. проживает в <адрес> г. Алейска с декабря 1994 года – с момента рождения, зарегистрирован на спорной жилой площади по достижении возраста 14 лет и по настоящее время
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) о чем указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Проживающая с истцом и зарегистрированная на указанной жилой площади Хозяйкина И.В. выразила согласие на приватизацию квартиры, от личного участия в приватизации отказалась в пользу сына.
В соответствии с Примерным Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда Российской Федерации, утвержденного решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальной хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ номер для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:
-заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;
-документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;
-справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;
-в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.
Данные документы имеются в материалах дела.
Между тем, как отмечено выше, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» отказало в заключении договора о передачи квартиры в собственность.
Ссылка ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о не наделении их полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, поскольку в настоящее время не создано соответствующей организации, которая бы была наделена полномочиями по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений, не принимается судом во внимание, так как в качестве ответчиков по делу участвуют Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
С учетом изложенного, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>.
Согласно позиции истца о возложении понесенных судебных расходов на неё, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не взыскивает оплаченную государственную пошлину с ответчиков в пользу истца.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хозяйкина <данные изъяты> удовлетворить.
Признать за Хозяйкиным <данные изъяты> право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру номер 26, общей площадью 31,70 кв.м., расположенную по <адрес> Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Алейский городской суд.
Судья: В.П. Долженко
Решение не вступило в законную силу