Дело № 2-987/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2017 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сысоевой О.В.,
при секретаре Шишулиной Е.А.,
с участием представителя истца Ковалевской Е.Н.,
представителя ответчика Алексахина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксенова Александра Львовича к Администрации Кондопожского городского поселения, Администрации Кондопожского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Аксенов А.Л. обратился в суд с настоящим иском по следующим основаниям. С 2009 года является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <...>. Распоряжением Главы местного самоуправления от 25.05.2009 № ...-р М.С.В. была назначена его опекуном, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: ......... Истцу исполнилось 18 лет, он обучается в Кондопожском техникуме на третьем курсе. В закрепленном за истцом жилом помещении общей площадью 48,9 кв.м, кроме него, зарегистрированы и проживают Н.Ш.Л., К.Н.В. и несовершеннолетние В.К.М., ХХ.ХХ.ХХ и Т.Р.Л., ХХ.ХХ.ХХ на долю истца приходится лишь 9,78 кв.м. В связи с данными жилищными условиями Аксенов А.Л. постановлением Администрации Кондопожского муниципального района № ... от 10.11.2016 был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в Кондопожском районе.
На основании изложенного Аксенов А.Л. просит обязать ответчика предоставить ему вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кондопоги, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, а именно – не менее 15 кв.м на 1 человека, на состав семьи из 1 человека.
В судебном заседании истцом были заявлены измененные исковые требования, в соответствии с которыми Аксенов А.Л. просил обязать Администрацию Кондопожского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах г. Кондопоги. Данные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ приняты судом к рассмотрению. От иска к Администрации Кондопожского городского поселения Аксенов А.Л. заявил отказ, о чем представил письменное заявление, данный отказ принят судом, о чем вынесено соответствующее определение.
Истец Аксенов А.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил представителя Ковалевскую Е.Н., которая в судебном заседании поддержала иск по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что истец своего жилья в собственности или на ином праве не имеет, достиг совершеннолетия, вынужден проживать на маленькой площади <...>.
Представитель ответчика Администрации Кондопожского муниципального района Алексахин А.В. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, но пояснил, что ранее мая 2018 года отсутствуют субвенции для исполнения решения. Жилье для данной категории граждан будет приобретаться за счет субвенций республиканского бюджета, которые поступят в 2018 году.
Третьи лица Министерство образования РК, Администрация Кондопожского городского поселения, Отдел социальной политики при Администрации Кондопожского муниципального района извещены надлежащим образом, представителей не направили, возражений не представили.
Прокурор в судебное заседание не явился, извещен, сообщили об отсутствии правовых оснований для участия в данном деле прокурора.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных выше лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон № 921-ЗРК) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу подп. «з» п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 921-ЗРК орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 6 ст. 3 данного закона. Таким органом является Министерство социальной защиты, труда и занятости РК, которому для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются сведения органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 921-ЗРК и п. п. 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РК от 16.04.2013 № 129-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам и заключают с такими лицами договоры найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Аксенов А.Л., ХХ.ХХ.ХХ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот, распоряжением Главы администрации Кондопожского муниципального района № ...-р от 25.05.2009 М.С.В. была назначена его опекуном <...> За несовершеннолетним была закреплена жилая площадь по адресу: .........
Аксенов А.Л. зарегистрирован по адресу: РК, ......... По данному адресу в трехкомнатной квартире общей площадью 48,9 кв.м (жилой – 36,0 кв.м) согласно справке Кондопожского ММП ЖКХ от ХХ.ХХ.ХХ также зарегистрированы <...> Н.Ш.Л., ХХ.ХХ.ХХ г.р., <...> К.Н.В., ХХ.ХХ.ХХ г.р., <...> В.К.М., ХХ.ХХ.ХХ г.р. и Т.Р.Л., ХХ.ХХ.ХХ г.р. Данная квартира была предоставлена Н.Ш.Л. на состав семьи из <...> человек на основании ордера № ... от 17.09.2003.
В соответствии с постановлением Администрации Кондопожского муниципального района № ... от 10.11.2016 Аксенов А.Л. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Кондопожском районе.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК № ... от 22 августа 2016 года утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором под порядковым № ... указан истец.
Учитывая изложенные в иске обстоятельства, которые полностью подтверждаются материалами дела, а также нормы законодательства в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иск Аксенова А.Л. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При вынесении решения суд принимает во внимание, что федеральное и региональное законодательство в сфере рассматриваемых отношений, устанавливая необходимость формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, не предусматривает очередность предоставления жилого помещения с учетом времени включения в список, образования задолженности по жилищному обеспечению или исходя из другого критерия. Наличие списка служит цели предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья. Также реализация права истца на обеспечение жилым помещением не может ставиться в зависимость от бюджетного финансирования и взаимоотношений органа местного самоуправления с региональными и федеральными органами власти.
Из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывая, что в собственности жилых помещений истец не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и удовлетворяет требования истца.
Доводы о том, что у ответчика отсутствует финансовая возможность исполнить решение суда не могут быть приняты судом во внимание, отсутствие финансовой возможности у ответчика – юридического лица не освобождает Администрацию Кондопожского муниципального района от выполнения предусмотренной законом обязанности по предоставлению жилья. Право на жилище, являющееся неотъемлемым конституционным правом гражданина, нарушено и требует незамедлительной и безусловной защиты в настоящее время.
Таким образом, исходя из важности защищаемого права, вытекающего из жилищных правоотношений, длительности его нарушения и необходимости незамедлительного восстановления, суд удовлетворяет иск Аксенова А.Л.
Принимая во внимание, что решение суда вынесено в пользу истца, на основании ст. 98 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Аксенова Александра Львовича удовлетворить.
Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия предоставить Аксенову Александру Львовичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кондопожского муниципального района Республики Карелия.
Взыскать с Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия в пользу Аксенова Александра Львовича расходы по государственной пошлине в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
О.В. Сысоева |
Решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2017 года.