Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-584/2021 (2-3866/2020;) ~ М-3453/2020 от 24.12.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2021 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего Дудусова Д.А.,

при секретаре Герлиц М.А.,

с участием прокурора Солтукаевой А.В.,

представителя ответчика Рамбургер О.А. (доверенность от 11.01.21г.) и

представителя третьего лица Миллер Д.В.(доверенность от 07.10.19г.),

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Пленкиной Светланы Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании незаконным решения, включении в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы, о досрочном назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Пленкиной С.Ю. обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании незаконным решения, включении в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы, о досрочном назначении пенсии.

Определением суда от 04 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России и ФКУ ЛИУ №32 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании свои требования мотивировал следующим. Минусинской межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения заявления Пленкиной С.Ю. о законности отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости установлено следующее.

Пленкина Светлана Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ.р., с 01.01.2014 была принята на должность начальника врача- бактериолога бактериологической лаборатории туберкулезной больницы №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России, где работает по настоящее время. Пленкина С. Ю. 08.09.2020 обратилась в ГУ-УПФР в г. Минусинске с заявлением о назначении ей досрочно страховой пенсии по п. 17 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-УПФР в г. Минусинске от 21.09.2020 истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ. Так, ей зачтено в стаж дающий право на назначение пенсии по п. 17 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, всего 6 лет 5 месяцев 15 дней, при требуемом 10 летнем стаже, что не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пленкиной С.Ю. в льготный страховой стаж не зачтены следующие периоды работы:

- с 11.10.2001 по 16.07.2007 (5 лет 9 месяцев 5 дней)- служба в органах уголовно-исполнительной системы фельдшером медицинской части лечебного исправительного учреждения № 32 для содержания и лечения осужденных больных активной формой туберкулеза ОИК №38 ГУИН по Красноярскому краю;

- с 01.01.2014 по 31.12.2019 (5 лет без исключения периодов, не включающихся в льготный стаж согласно Постановлению № 516)- работа в должности: начальник лаборатории- врач- бактериолог бактериологической лаборатории филиала «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России.

Полагает принятое решение незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.    ’

Согласно ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: «Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.».

В соответствии с п. 17 ст. 30 Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста. установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994г. № 85 утвержден список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Согласно пункту 3 Постановления, к их числу относятся Медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными: врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал.

При этом, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 21.05.2020) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (военнослужащим) лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, засчитываются время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующие их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицам рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» содержится общая норма о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также, другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», то есть, при прохождении службы в нормальных условиях.

Между тем, данная норма не исключает возможности включения в специальный стаж периода прохождения службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при установлении пенсии в связи с особыми условиями труда, когда это предусмотрено специальным законодательством. Таким законодательством в данном случае являются приведенные выше нормы права.

Поскольку, должность фельдшера, которую занимала истица в период с 11.10.01г. по 16.07.07г., будучи сотрудником органов уголовно- исполнительной системы, включена в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 №85, то в силу вышеприведенных норм права, данный период должен быть засчитан в специальный стаж истца, учитывая также и то, что посредством прохождения службы в органах исполнительной системы реализуется гражданами право на труд.

В части зачета в стаж периода работы в 01.01.2014 по 31.12.2019 из ответа ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России в прокуратуру следует, что не является учреждением, исполняющим наказания в виде лишения свободы учет осужденных не ведется, так как это не входит в цели и задачи деятельности учреждения.

Вместе с тем, ФКУ ЛИУ №32 ГУФСИН России по Красноярскому краю представлены сведения о том, что в период с 2015 года по настоящее время санитарками в бактериологической лаборатории (грязная зона) ХЛО на ставку работают в должности санитарки осужденные ЛИУ №32, то есть, фактически находятся непосредственно в лаборатории, в которой находится место трудовой деятельности Пленкиной С.Ю. и, выполняют свои трудовые функции под руководством начальника лаборатории.

Кроме того, Пленкина С.Ю. в период времени 11.10.2001 по 16.07.2007 проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы фельдшером медицинской части лечебного исправительного учреждения №32 для больных активной формой туберкулеза ОИК №38 ГУИН по Красноярскому краю.

Таким образом, в период времени с 11.10.2001 по 16.07.2007 Пленкина С.Ю. также была занята на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

С заявлением о назначении пенсии на основании п. 17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Пленкина С.Ю. обратилась в пенсионный орган 08.09.2020, то есть, по достижению ей 50-летнего возраста.

Таким образом, по достижении 50-летия и на день обращением истца с заявлением к ответчику о назначении ей страховой пенсии при наличии специального стажа, учтенного ответчиком, в размере 6 лет 5 месяцев 15 дней и незачтенного стажа в размере 10 лет 9 месяцев 5 дней, такой стаж у истицы составит более 10 лет.

Учитывая, что условия для назначения истцу досрочно страховой пенсии по старости имеются, решение ГУ-УПФР в г. Минусинске от 21.09 2020 является незаконным.

С учетом изложенного, просит суд признать незаконным решение ответчика от 21 сентября 2020 года № 664251/20 об отказе истцу Пленкиной С.Ю. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», принять к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы, не принятые к зачету решением ответчика от 21 сентября 2020 года № 664251/20, обязать ответчика назначить Пленкиной С.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с 09 сентября 2020 года.

Истица Пленкина С.Ю. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее, в судебном заседании заявленные прокурором в ее интересах исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснила также, что до 01.10.14г. она занимала ту же должность в ОИК № 38 ГУФСИН по Красноярскому краю. С 01.01.14г. была произведена реорганизация, ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России стало самостоятельным юридическим лицом. Она осталась работать на прежнем месте, с теми же должностными обязанностями. Во время ее работы ОИК № 38 ГУФСИН по Красноярскому краю санитарками в бактериологической лаборатории работали осужденные содержащиеся в учреждении. После выделения ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России в виде самостоятельного юридического лица, в штатном расписании учреждения должности санитарок в бактериологической лаборатории предусмотрены не были. Вместе с тем, поскольку, необходимость в выполнении этой работы осталась, эту работу фактически выполняют осужденные, содержащиеся в ФКУ ЛИУ №32 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Она ежедневно контактирует с указанными лицами, поскольку, находится в течение рабочего дня в той же лаборатории, что и санитарки, контролирует исполнение последними своих должностных обязанностей.

Ответчик- Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Рамбургер О.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая оспариваемое решение законным и просил в иске отказать в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России, действующее в судебном заседании через своего представителя по доверенности Миллер Д.В. и в своих письменных пояснениях по делу указало, следующее. Действительно, с 01.01.2014 по настоящее время истица работает в должности: начальника лаборатории- врача- бактериолога бактериологической лаборатории филиала «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России. ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России не является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, учет осужденных не ведется, так как это не входит в цели деятельности учреждения. В учреждении отсутствуют документы, свидетельствующие о привлечении к труду осужденных; таковых быть и не может, поскольку, труд осужденных не отвечает целям и задачам бактериологической лаборатории. С какой именно целью осужденные выводились в лабораторию и с какой периодичностью учреждению не известно, их нахождение в бактериологической лаборатории нецелесообразно, особенно, на полный рабочий день.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными. Такой цели(постоянно и непосредственно заниматься работой с осужденными) истице Пленкиной С.Ю., как руководителю бактериологической лаборатории, руководством ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России не ставилось; в должностной инструкции истицы, в уставе учреждения и в положении о филиале такие цели также не заложены.

Более того, руководство ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России о фактах нахождения осужденных(тем более о фактах их работы) в бактериологической лаборатории в известность не ставилось, трудоустройство осужденных в подразделение ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России с руководством учреждения не согласовывалось. Цель нахождения осужденных лиц на территории бактериологической лаборатории руководству учреждения непонятна. Более того, руководство ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России категорически возражает против нахождения осужденных в бактериологической лаборатории учреждения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ФКУ ЛИУ №32 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны и представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Пленкиной С.Ю. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

Согласно трудовой книжки истицы (л.д. 10) истица служила в органах уголовно- исполнительной системы непрерывно 5 лет 9 месяцев 5 дней с 11.10.01г. по 16.07.07г.(уволена по сокращению штатов); 01.01.14г. принята на должность начальника, врача- бактериолога бактериологической лаборатории туберкулезной больницы №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России(продолжает работать по настоящее время).

Согласно приказу № 252 л/с от 11.10.01г. Пленкина С.Ю. с 11.10.2001 была принята на работу на должность фельдшера медицинской части лечебного исправительного учреждения № 32 для содержания и лечения осужденных больных активной формой туберкулеза ОИК №38 ГУИН по Красноярскому краю. Приказом № 298 л/с от 16.07.07г. была уволена по сокращению штатов.

Согласно приказу № 145 л/с от 17.07.07г. Пленкина С.Ю. была принята на работу на должность начальник лаборатории- врач- бактериолог бактериологической лаборатории в медицинскую часть ОИК № 38 ГУФСИН по Красноярскому краю. Приказом от 31.12.06г. переведена на должность заведующей лаборатории- врача бактериологической лаборатории в медицинской части. Приказом от 15.02.10г. переведена на должность начальника бактериологической лаборатории- врача. Приказом от 28.12.10г. переведена на должность заведующей лаборатории- врача бактериологической лаборатории в медицинской части. Приказом от 29.10.12г. переведена на должность начальника лаборатории- врача бактериолога бактериологической лаборатории.

Приказом № 324 л/с от 31.12.13г. уволена переводом в ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России.

Приказом № 2 л/с от 09.01.14г. Пленкина С.Ю. принята на должность начальника лаборатории- врача- бактериолога бактериологической лаборатории филиала «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России. Приказом от 21.04.15г. переведена на должность начальника бактериологической лаборатории- врача бактериолога «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24», где продолжает работать по настоящее время.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О страховых пенсиях": «Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).».

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 17 пункта 1 статьи 27 этого закона, далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).

Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Подпунктом "к" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список от 3 февраля 1994 г. N 85).

Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе средний медицинский персонал (пункт 3 Списка от 3 февраля 1994 г. N 85).

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему. (часть 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют, в частности, женщины по достижении возраста 50 лет при условии занятости их не менее 10 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.

Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.02.2019 N 18-КГ18-245.

Исходя из того, что Пленкина С.Ю. проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, имела специальное звание старшего лейтенанта внутренней службы и, соответственно, не относилась к категории рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 г. - подпункт 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), доводы прокурора и истца о необходимости включении данного спорного периода службы Пленкиной С.Ю. в уголовно-исполнительной системе в специальный стаж для досрочного назначения ей пенсии по старости по пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд полагает неправомерными, основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Суд полагает также ошибочными доводы прокурора и истца, в которых они ссылаются на положения статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", как на правовое основание для включения данного спорного периода службы истицы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11). В действующем до 1 января 2015 г. Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" аналогичные нормы содержались соответственно в статье 11 и в статье 10.

Исходя из приведенных норм права периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж, а не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 605-О-О).

Таким образом, положения части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", так же как и положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11 действовавшего до 1 января 2015г. Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что работа истицы в период с 11.10.2001 по 16.07.2007 (5 лет 9 месяцев 5 дней)- служба в органах уголовно-исполнительной системы фельдшером медицинской части лечебного исправительного учреждения № 32 для содержания и лечения осужденных больных активной формой туберкулеза ОИК №38 ГУИН по Красноярскому краю, не может быть включена в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по п. 17 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Оценивая доводы ответчика о том, что период с 01.01.2014 по 31.12.2019 (5 лет без исключения периодов, не включающихся в льготный стаж согласно Постановлению № 516)- работа в должности: начальник, лаборатории- врач- бактериолог бактериологической лаборатории филиала «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России, не подлежит зачету в специальный стаж в связи с тем, что после даты регистрации истицы в системе персонифицированного учета страхователь представил ИС с кодом особых условий труда- 27- СМ, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе средний медицинский персонал (пункт 3 Списка от 3 февраля 1994г. N 85).

Приказом № 2 л/с от 09.01.14г. Пленкина С.Ю. принята на должность начальника лаборатории- врача- бактериолога бактериологической лаборатории филиала «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России. Приказом от 21.04.15г. переведена на должность начальника бактериологической лаборатории- врача бактериолога «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24», где продолжает работать по настоящее время.

Согласно уставу ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России(л.д. 148, Том № 1), ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно- исполнительную систему, осуществляющим медико- санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

Согласно Положению «Об организации деятельности туберкулезной больницы № 2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России(л.д. 117, Том № 1), ТБ-2 является филиалом ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России. В силу пункта 2.2. Положения, одной из задач больницы является медико- санитарное обеспечение осужденных.

Согласно должностной инструкции начальника лаборатории- врача- бактериолога бактериологической лаборатории филиала «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России(л.д. 104-109, Том № 1), начальник лаборатории осуществляет руководство лабораторией, осуществляет контроль за работой персонала лаборатории и т.д.).

В силу требований статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 27.12.2019) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы": « Уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы). В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.».

Как указано выше, согласно уставу ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России, ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно- исполнительную систему, осуществляющим медико- санитарное обеспечение сотрудников УИС, осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также, федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

Из устава учреждения следует, что данное учреждение не является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

Это же в своем отзыве указало и третье лицо- ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России. Также в своем отзыве третье лицо указало, что руководство ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России о фактах нахождения осужденных(тем более о фактах их работы) в бактериологической лаборатории в известность не ставилось, трудоустройство осужденных в подразделение ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России с руководством учреждения не согласовывалось. Цель нахождения осужденных лиц на территории бактериологической лаборатории руководству учреждения непонятна. Более того, руководство ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России категорически возражает против нахождения осужденных в бактериологической лаборатории учреждения.

Истица пояснила, что во время ее работы ОИК № 38 ГУФСИН по Красноярскому краю санитарками в бактериологической лаборатории работали осужденные содержащиеся в учреждении; после выделения ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России в виде самостоятельного юридического лица, в штатном расписании учреждения должности санитарок в бактериологической лаборатории предусмотрены не были. Вместе с тем, поскольку, необходимость в выполнении этой работы осталась, эту работу фактически выполняют осужденные, содержащиеся в ФКУ ЛИУ №32 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Она ежедневно контактирует с указанными лицами, поскольку, находится в течение рабочего дня в той же лаборатории, что и санитарки, контролирует исполнение последними своих должностных обязанностей.

Оценивая указанные обстоятельства и доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно требований пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются лица, занятые на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в том числе, медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

Суд полагает, что поскольку ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России, не является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, его работники, в силу вышеуказанных правовых норм не имеют права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Сам по себе факт нахождения осужденных в бактериологической лаборатории не может служить самостоятельным основанием для включения данного спорного периода в льготный стаж, поскольку: во- первых, учреждение не является учреждением, исполняющим наказание в виде лишения свободы; во- вторых- в должностные обязанности истицы не входит постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными. Фактическое привлечение указанных лиц не предусмотрено штатным расписанием учреждения.

Доводы истицы о том, что до 01.10.14г. она занимала ту же должность в ОИК № 38 ГУФСИН по Красноярскому краю, с 01.01.14г. была произведена реорганизация, ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России стало самостоятельным юридическим лицом, но она осталась работать на прежнем месте, с теми же должностными обязанностями; при этом, стаж работы в ОИК-38 вошел в специальный стаж, а стаж работы в «МСЧ-24» в этот стаж не вошел, не могут быть приняты судом.

Так, именно после реорганизации ОИК № 38 ГУФСИН по Красноярскому краю ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России стало самостоятельным юридическим лицом и, перестало являться учреждением, исполняющим уголовные наказания, то есть, утратило, необходимый в силу закона статус, для исчисления его работникам такого стажа. Кроме того, после реорганизации из штатного расписания бактериологической лаборатории ТБ-2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России были исключены санитарки, которыми в ОИК-38 работали осужденные лица.

Более того, как следует из карты № 104 социальной оценки условий труда от 29.12.18г. работник по должности начальника лаборатории- врача- бактериолога бактериологической лаборатории филиала «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России имеет право на досрочное назначение страховой пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указание о наличии такого права на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в карте отсутствует.

Часть 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указывает на то, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации). Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона). Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона). Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Судом установлено, что истица результаты проведенной в 2018 году специальной оценки условий труда на ее рабочем месте, в соответствии с которыми ее условия труда определены по вредным (опасным) факторам - итоговый класс (подкласс условий труда) – 3.2 в установленном законом порядке не оспаривала, эти результаты недействительными не признаны.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что работа истицы в период с 01.01.2014 по 31.12.2019 (5 лет без исключения периодов, не включающихся в льготный стаж согласно Постановлению № 516)- работа в должности: начальник, лаборатории- врач- бактериолог бактериологической лаборатории филиала «Туберкулезная больница №2 ФКУЗ «МСЧ-24» ФСИН России, не может быть включена в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по п. 17 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

С учетом изложенного, суд полагает исковые требования прокурора в интересах истицы Пленкиной С.Ю. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 664251/20 ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░ ░. 17 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 11.10.2001 ░░ 16.07.2007 (5 ░░░ 9 ░░░░░░░ 5 ░░░░)- ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 32 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ №38 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ 01.01.2014 ░░ 31.12.2019 (5 ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 516)- ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2 ░░░░ «░░░-24» ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 09 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░- ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2-584/2021 (2-3866/2020;) ~ М-3453/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пленкина Светлана Юрьевна
Минусинский межрайонный прокуратур
Ответчики
Управление пенсионного фонда Российской Федерации ГУ в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное)
Другие
ФКУ МСЧ-24 ФСИН России
ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Дудусов Дмитрий Алексеевич
Дело на сайте суда
minusa--krk.sudrf.ru
24.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2021Подготовка дела (собеседование)
21.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.02.2021Предварительное судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Подготовка дела (собеседование)
19.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2021Предварительное судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
02.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2021Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее