Дело № 2а-9210/15-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Марковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Валайтене В.В. о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении земельного участка незаконным,
установил:
Валайтене В.В. обратилась в судебном порядке с заявлением об оспаривании отказа Администрации Петрозаводского городского округа (далее по тексту Администрация) в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, просит признать его незаконным, по тем основаниям, что она имеет право на реализацию льготы, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее по тесту - ФЗ-181 от 24.11.1995) и в связи с этим обязать Администрацию заключить с ней договор аренды на выделенный ранее участок.
В судебное заседание Валайтене В.В. заявленные требования поддержала по основаниям указанным в иске, указала, что обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа от своего имени, как член семьи инвалида.
Представитель Администрации Ульянова Ю.В., действующая на основании доверенности, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № 2-6541/2015, приходит к следующим выводам.
Из заявления усматривается, что требования Валайтене В.В. подлежат рассмотрению в порядке, установленном вступившим в действие с 15.09.2015 года Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что Валайтене В.В. является членом семьи, имеющей в своем составе сына – инвалида Ш., который относится к льготной категории граждан, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с заявлением по вопросу предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ-181 от 24.11.1995, получив отказ Администрации от ДД.ММ.ГГГГ обратилась с иском в суд.
Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Валайтене В.В. в удовлетворении исковых требований к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка отказано.
ДД.ММ.ГГГГ Валайтене В.В. вновь обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении ей в первоочередном порядке как члену семьи инвалида земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ-181 от 24.11.1995, в чем ей было отказано (письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ).
Полагая отказ Администрации Петрозаводского городского округа незаконным, Валайтене В.В. оспорила его в суде.
Согласно сведениям Администрации Петрозаводского городского округа Валайтене В.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ учетный номер в общей очереди – <данные изъяты>.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в орган местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ вопросы, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, а также совершением с ними сделок, регламентируются земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ст. 17 ФЗ-181 от 24.11.1995, закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Между тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями с учётом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из системного анализа приведённых норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, состоящих на жилищном учёте или имеющих основания для постановки на жилищный учёт.
Данный подход, разъясненный Верховным Судом РФ (обзор судебной практики Верховного Суда РФ за январь-июль 2014 года), соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Таким образом, право гражданина-инвалида, семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида на льготное получение земельного участка, находится в прямой зависимости от его/ее нуждаемости в жилом помещении или в улучшении жилищных условий.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего ФЗ-181 от 24.11.1995.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
В Республике Карелия в целях реализации предписаний ст. 28.2 ФЗ-181 от 24.11.1995 Постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 года № 241-П утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильём. В соответствии с ним обеспечение жильём инвалидов осуществляется в денежной форме путём предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (п. 3). Право на получение субсидии удостоверяется именным документом – свидетельством о предоставлении субсидии (п. 32).
Сын административного истца Ш. относится к льготной категории граждан - инвалиды, но согласно Постановлению Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку получил субсидию на приобретение жилья и ею воспользовался по назначению. То есть по смыслу и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», и закона в целом, за счет государственных гарантий он обеспечен жильем. Повторное обеспечение жильем Ш. или Валайтене В.В., как члена семьи, имеющей ребенка-инвалида, (в том числе посредством предоставления земельного участка) в текущем его статусе действующим законодательством не предусмотрено.
Указанные выше обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Таким образом, учитывая, что право административного истца, как члена семьи на получение земельного участка по ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» производно от права инвалида, в удовлетворении заявления Валайтене В.В. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Валайтене В.В. о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении земельного участка незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение составлено 12 ноября 2015 года