Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2012 г. Белоглинский районный суд
Краснодарского края в составе:
председательствующего Парфеновой И.Н.
при секретаре Хорольской Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белоглинского района в интересах Палиевец С.С. к администрации Краснодарского края и администрации МО Белоглинский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Белоглинского района обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Палиевец С.С. к администрации Краснодарского края и администрации МО Белоглинский район о предоставлении жилого помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что по заявлению Палиевец С.С. проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.96 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Предусмотренные ФЗ РФ № 159 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных
образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы МО Белоглинский район от 13.09.10 г.№ 465 «О постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» Палиевец С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.
До настоящего времени жилье Палиевец С.С. не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Штрикер Е.С. поддержала требования заявления и настаивала на его удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Белоглинский район Переверзева О.В. пояснила, что администрацией МО принимаются все возможные меры по обеспечению жильем детей-сирот. Средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным образованиям из бюджета субъекта Российской Федерации за счет субвенций, специально предоставляемым на эти цели.
Представитель ответчика администрации Краснодарского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, возражений относительно предмета спора суду не представил. Дело слушается в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что отец Палиевец С.С. умер 02.05.1995 г. (л.д. 23).
Решением Белоглинского районного суда от 25.03.1999 г. мать Палиевец С.С. лишена родительских прав в отношении детей (л.д. 18-19).
10.09.2008 г. мать Палиевец С.С. Палиевец Т.В. умерла (л.д. 24).
Постановлением главы МО Белоглинскийрайон № 466 от 13.09.10 г. Палиевец С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 9).
Согласно п.2 ст.8 Закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.96 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.12.09 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Срок предоставления жилья по дoгoвopам социального найма определен указанными выше юридическими фактами: окончанием пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах, возвращение из мест лишения свободы.
В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.09 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (п.6 ст.5 КЗ-№ 1748).
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.09 г.№653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Пунктом 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Законом Краснодарского края от 15.12.04 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в частности, и по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
В соответствии со ст.2 КЗ № 805 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Верховный Суд РФ в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в определении Верховного Суда РФ от 26.12.07 г. № 46-Г07-33, от 30.09.08 г. № 85-В08-3 указал, что реализация прав на внеочередное предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список
внеочередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья, поскольку все эти доводы не основаны на законе.
То обстоятельство, что органами государственной власти и местного самоуправления формируется и ведется список вне очередников, не означает, что жилье лицам, имеющим право на его получение вне очереди должно предоставляться в порядке очереди по такому списку.
Таким образом, требования прокурора по обеспечению жильем Палиевец С.С. законны и обоснованны.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Белоглинского района в интересах Палиевец Сергея Сергеевича удовлетворить.
Обязать администрацию Краснодарского края и администрацию МО Белоглинский район предоставить Палиевец Сергею Сергеевичу вне очереди жилое помещение из фонда социального найма площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий