Дело № 2-1440/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2017 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Турановой Н.В.,
при секретаре – Гаджиевой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Ирбейского района Красноярского края к Межрайонному ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрации Ирбейского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Межрайонному ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю ФИО12 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Ирбейского района Красноярского края по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ года № № в сумме 50 000 рублей. Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. При этом исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, если должник не представил судебного приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом № 229-ФЗ обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Администрация Ирбейского района просит освободить должника от взыскания исполнительского сбора поскольку, решение суда не могло быть исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения, вследствие объективных обстоятельств. В муниципальной собственности отсутствовали в наличии квартиры для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО13 С момента вступления в законную силу судебного решения об обязании предоставить ФИО14 жилое помещение администрацией Ирбейского района, наделенными соответствующими полномочиями проводилась работа по поиску и приобретению в собственность муниципального образования Ирбейский район жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в порядке, установленном данным законом, о чем судебному приставу-исполнителю направлялась соответствующая информация. Вместе с тем предварительно проводились работы по выделению денежных средств на приобретение жилого помещения, так как приобретение такого жилого помещения осуществляется за счет средств краевого бюджета, о чем также уведомлялся судебный пристав-исполнитель. Информация о выделении из краевого бюджета денежных средств для приобретения жилого помещения ФИО15 поступила в администрацию Ирбейского района в ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года было организовано проведение открытого аукциона на приобретение жилого помещения. Однако, закупка жилых помещений на аукционе не состоялась в связи с отсутствием заявок лиц, желающих продать жилое помещение администрации в соответствии с заявленными требованиями. В последующем в течение ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Ирбейского района продолжалась работа по организации проведения открытых аукционов на приобретение жилых помещений для детей сирот. В настоящее время администрация заключила договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ года № № и предоставила жилье специализированного найма для ФИО21 Таким образом, администрацией в рамках своих полномочий были предприняты се возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с предоставлением ФИО16 по договору найма специализированного жилого помещения, но по объективным причинам, независящим от должника решение суда не было исполнено в установленный законом срок. Просят приостановить взыскание исполнительского сбора до вынесения судебного решения, освободить администрацию Ирбейского района от уплаты исполнительского сбора в соответствии с постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ года № №.
Представитель Администрации Ирбейского района г. Красноярска Ронжина Ю.Н.. (по доверенности) в судебном заседании требования поддержала по изложенным в исковом заявлении пояснениям.
Представитель ответчика Межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации Ирбейского района Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании, решением Ирбейского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года возложена обязанность на администрацию Ирбейского района Красноярского края предоставить ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из общей площади 33 кв.м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 55-56).
ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Ирбейского района Красноярского края направлено письмо в Министерство образования Красноярского края № №, в котором администрация Ирбейского района Красноярского края просит ускорить выделение дополнительной району субвенции на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность Ирбейского района для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 9-11).
ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Ирбейского района Красноярского края направлено письмо в адрес Министерства образования Красноярского края с просьбой выделить дополнительно району субвенцию на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность Ирбейского района для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 65-67).
ДД.ММ.ГГГГ года между Министерством образования Красноярского края и администрацией Ирбейского района Красноярского края заключено соглашение № № о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Ирбейский район Красноярского края по реализации в 2016 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилимы помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 75-77).
ДД.ММ.ГГГГ года постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю ФИО31 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу Испонлительный лист № ФС № № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Ирбейским районным судом о возложении обязанности на администрацию Ирбейского района Красноярского края предоставить ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из общей площади 33 кв.м. (л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю ФИО22 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации Ирбейского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ года определением Ирбейского районного суда Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения решения Ирбейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу по иску прокурора Ирбейского района в интересах ФИО24 к администрации Ирбейского района о возложении обязанности предоставить для ФИО23 жилое помещение не менее 33 кв.м., передаче ему жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Ирбейского района получено требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ФИО30., согласно которому администрация Ирбейского района Красноярского края обязана в 14-дневный срок со дня поступления настоящего требования: предоставить ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из общей площади, 33 кв.м. (л.д. 46).
ДД.ММ.ГГГГ года Муниципальное образование Ирбейский район Красноярского края в лице администрации Ирбейского района Красноярского края (Наймодатель) и гражданин ФИО25 (Наниматель) заключили договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № №, согласно которого Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилой дом, находящийся в собственности на основании выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющий проведенную государственную регистрацию прав от ДД.ММ.ГГГГ года, общей площадью 38,4 кв.м., расположенный в <адрес>, для временного проживания в нем (л.д. 23-26).
ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ФИО26 вынесено постановление об окончании исполнительного производства № № (л.д. 54).
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона).
Суд с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 названного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-М взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из данной нормы закона, ответственными за обеспечение детей-сирот жилыми помещениями выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, то есть приобретение жилых помещений для данной категории лиц осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ.
В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагается обязанность по содержанию этих помещений и управлению ими.
В соответствии с законом Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 «О наделении органов место самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией Емельяновского района.
Однако, в соответствии со ст.4 вышеуказанного закона Красноярского края на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.
Решением Ирбейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года на администрацию Ирбейского района Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из общей площади 33 кв.м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, из решения суда следует, что приобретение квартиры для ФИО27 напрямую связано с выделением денежных средств для указанных целей.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Материалами дела установлено, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, указанным в решении Ирбейского районного Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года.
Кроме того, во исполнение решения суда, администрацией Ирбейского района направлялись письма в Министерство образования и науки Красноярского края о необходимости принятия мер по выделению из бюджета денежных средств для приобретения взыскателю жилого помещения, а также заключены соглашения о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Ирбейского района Красноярского края по реализации в Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ФИО29. был включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было организовано проведение открытого аукциона па приобретение жилого помещения.
Более того, определением суда была предоставлена отсрочка исполнения решения суда.
Таким образом, администрация Ирбейского района Красноярского края приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к твердому убеждению об удовлетворении исковых требований администрации Ирбейского района Красноярского края, освободить последних от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Ирбейского района Красноярского края удовлетворить.
Освободить администрацию Ирбейского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в соответствии с постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ года № №.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 27.02.2017 года.
Председательствующий Н.В. Туранова