РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Первомайское 25 января 2013 года
Первомайский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Литвинович С.Н.
при секретаре Дорожко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тютюковой Л.Л. к администрации муниципального образования «Улу-Юльское сельское поселение» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности принятия на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с исковым заявлением Тютюковой Л.Л. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: /..../. Актом обследования жилого помещения от /..../ указанная квартира признана непригодной для постоянного проживания и производства ремонта. /..../ истец вступила в брак с Ч.Г., являющимся ветераном Великой Отечественной войны. Истец была вселена как член семьи собственника в квартиру Ч.Г. по адресу: /..../. /..../ Ч.Г. умер.
Законом Томской области от 06.06.2006г. № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» предусмотрено обеспечение социальной выплатой членов семей участников Великой Отечественной войны в целях приобретения жилого помещения.
Истец обратилась в жилищную комиссию органа местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в улучшении жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны.
Постановлением администрации муниципального образования «Улу-Юльское сельское поселение» от /..../ истец снята с учета на улучшение жилищных условий, поскольку, ей принадлежит квартира по адресу: /..../
Решением жилищной комиссии № /..../ от /..../ истцу отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с исковым заявлением просит незаконным решение решения жилищной комиссии администрации муниципального образования «Улу-Юльское сельское поселение» № /..../ от /..../ об отказе в принятии Тютюковой Л.Л. на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилого помещения; признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ветерана Великой Отечественной войны; обязать администрацию муниципального образования «Улу-Юльское сельское поселение» принять истца на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ветерана Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст.43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены судом к участию в деле Администрация Томской области, Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, Администрация Первомайского района Томской области.
В судебное заседание истец, а также представители названных третьих не явились, были надлежаще уведомлены о месте и времени рассмотрении дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей Администрация Томской области, Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, Администрации Первомайского района Томской области.
Представитель истца адвокат Булыгина Г.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от /..../, исковые требования поддержала в полном объёме, дополнительно пояснила, что истец, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом истцом был предоставлен необходимый пакет документов в обоснование своего заявления. Решением жилищной комиссии от /..../ в удовлетворении заявления было незаконно отказано.
Представитель ответчика Смирнова О.Г., действующая на основании доверенности от /..../, исковые требования не признала, пояснила, что /..../ истец обратилась в жилищную комиссию при администрации МО «Улу-Юльское сельское поселение» с приложением полного пакета документов о принятии на учёт в качестве нуждающейся. На основании представленных документов принято решение признать Тютюкову Л.Л. нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий на основании пп.1 п.1 ст.51 ЖК РФ. В последующем, было установлено, что Тютюковой Л.Л. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: /..../. Кроме того, Тютюкова Л.Л.. являясь наследником по закону, после смерти Ч.Г. вправе принять открывшееся наследство. Ч.Г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как участник Великой Отечественной войны на основании решения жилищной комиссии от /..../ Решением жилищной комиссии от /..../ истцу было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку, не было представлено заключение межведомственной комиссии по состоянию квартиры, по адресу: /..../.
Согласно отзыва Департамента Архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области на основании постановления Администрации Томской области от 10.07.2006г. №90а исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным на предоставление социальных выплат гражданам в соответствии с Законом Томской области от 06.06.2006г. №116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», является Департамент. Основанием для отказа в предоставлении Тютюковой Л.Л. социальной выплаты послужило письменное уведомление администрации муниципального образования «Улу-Юльское сельское поселение» о снятии её с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пп.6 п.1 ст.56 ЖК РФ.
В соответствии с отзывом третьего лица Администрации Первомайского района, указали, что в связи с тем, что истец представил документы, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, полагают решение жилищно-бытовой комиссии при администрации Улу-Юльского сельского поселения обоснованным.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с представленным свидетельством брак истца с Ч.Г. был заключен /..../, о чем составлена актовая запись за № /..../ /..../ Комитета ЗАГС Томской области.
Согласно справке отдела военного комиссариата по Первомайскому району, выданной истцу, её муж Ч.Г. является участником (инвалидом) Великой Отечественной войны.
В соответствии с удостоверением с датой выдачи /..../ Ч.Г. является инвалидом /..../ группы и имеет право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно справки о составе семьи Ч.Г. состоял на регистрационном учете по месту жительства: /..../. В качестве супруги указана Тютюкова Л.Л.
В соответствии с актом обследования и заключением межведомственной комиссии от /..../ жилое помещение по адресу: /..../ признано непригодным для проживания.
Решением жилищной комиссии от /..../ ветеран Великой Отечественной войны Ч.Г. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст.51 ЖК РФ.
Согласно справке № /..../ от /..../ администрации муниципального образования «Улу-Юльское сельское поселение» Ч.Г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пп.3 п.1 ст.51 ЖК РФ /..../ составом семьи – /..../
Ч.Г. умер /..../, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным /..../ отделом ЗАГС /..../
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии № /..../ от /..../ принято решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Ч.Г. на основании пп.2 п.1 ст.56 ЖК РФ.
Вместе с тем, решения о снятии с учета истца как члена семьи участника Великой Отечественной войны нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи со смертью Ч.Г., органом местного самоуправления не принималось.
В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Указанным лицам в соответствии с пп.4 указанного пункта данной статьи предоставляется, в том числе, следующая мера социальной поддержки: члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что истец является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ст.21 ФЗ "О ветеранах", в том числе в случае нуждаемости в жилом помещении, имеет право на обеспечение жильем.
В силу ч.3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно п.3 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как следует из материалов дела, при обращении истца к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, решением комиссии по жилищным вопросам № /..../ от /..../ истцу отказано в постановке на учет на основании пп.2 п.1 ст.54 ЖК РФ, а именно, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем, на момент обращения истца в жилищную комиссию, ею был представлен пакет необходимых документов, в том числе акт обследования и заключение межведомственной комиссии от /..../, в соответствии с которыми, квартира по адресу: /..../, собственником которой являлась истец, была признана непригодной для проживания, как несоответствующая требованиям, предъявляемому к жилому помещению.
Оснований требовать от истца предоставления других документов, в том числе повторного заключения межведомственной комиссии по квартире по адресу: /..../4, не было, поскольку такое заключение ранее было предоставлено в жилищную комиссию Ч.Г. Оснований полагать, что за истекший период техническое состояние данной квартиры улучшилось, нет. Средств для производства ремонта данной квартиры Ч.Г. не выделялось. Данное также подтверждается представленным заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы от /..../, в соответствии с которым, указанная квартира не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания. При обращении истца в межведомственную комиссию администрации /..../ о проведении обследования квартиры по адресу: /..../, истцу было отказано, что подтверждается сообщением /..../ администрации Первомайского района от /..../ Доводы ответчика о возможности принятия истцом открывшегося после смерти Ч.Г. наследства, не имеют по настоящему делу юридического значения.
Таким образом, на момент обращения с заявлением в жилищную комиссию, данный орган располагал необходимыми данными, что истец, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий.
В отношении других объектов жилья истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.
В силу п.1 ст.10 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21 настоящего Федерального закона указанных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.11 указанной статьи данного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп.2 п.3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных положений закона следует, что обеспечение жильем в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, осуществляется за счет средств федерального бюджета органами государственной власти субъектов Российской Федерации, данные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации.
Закон Томской области от 06.06.2006г. № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов" определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно ст.2 названного Закона формой социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в ст.1 настоящего Закона, является социальная выплата, предоставляемая им для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность.
Таким образом, исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Улу-Юльское сельское поселение» № /..../ от /..../ об отказе в принятии Тютюковой Л.Л. на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилого помещения.
Признать Тютюкову Л,Л. /..../ года рождения, нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ветерана Великой Отечественной войны.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Улу-Юльское сельское поселение» принять Тютюкову Л.Л. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский Областной суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня внесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Верно.
Судья Первомайского районного суда С.Н. Литвинович