Судья Маркеев Ю.А. Дело № 33-2948
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ27 марта 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Мельниковой О.Г., Марченко О.С.
при секретаре Моисеенко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барзали Н. А. к КГУП «Примтеплоэнерго» о проведении работ по замене общедомового прибора учета тепловой энергии
по апелляционной жалобе истца на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 25 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:Истец обратилась в суд с названным иском, указав, что в 2006 году по решению общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по <адрес> система теплоснабжения была оборудована общедомовым прибором учета. Для этого в ЗАО «...» был разработан рабочий проект ..., согласно которого установлен теплосчетчик SKM-1-03, в состав которого входили электромагнитные расходомеры (преобразователи расхода). После чего специализированной организацией были произведены монтажные работы, и теплосчетчик был допущен энергоснабжающей организацией КГУП «Примтеплоэнерго» в эксплуатацию. Однако, в период работы указанного теплосчетчика возникли претензии со стороны КГУП «Примтеплоэнерго» в плане малого потребления теплоэнергии. В связи с указанными обстоятельствами по рекомендации энергоснабжающей организации собственниками жилых помещений многоквартирного дома было принято решение об установке прибора учета тепловой энергии включающего в себя расходомеры (преобразователи расхода), работающие по иному принципу - ультразвуковые. При этом, в рабочий проект ... главным инженером филиала «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО1 02.09.2010 г. внесена запись о том, что установка теплосчетчика СКМ-2 согласована. Таким образом, в рабочий проект внесены изменения, согласованные с энергоснабжающей организацией. Указанный счетчик был приобретен, смонтирован, и 08.11.2010 г. допущен в эксплуатацию представителями КГУП «Примтеплоэнерго» (копия акта допуска от 8.11.2010 г.). В последующем указанный теплосчетчик допускался энергоснабжающей организацией в эксплуатацию в 2011-2014 годах без каких-либо замечаний. Кроме того, в актах допуска в эксплуатацию узла учета за 2013 и 2014 год указывалось, что узел учета соответствует проекту ... и качество монтажа удовлетворительное (копия акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 30.10.2013 г., копия акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 15.10.2014). Однако, при проведении 23.10.2015 года проверки готовности к отопительному сезону 2015-2016 годов, представители КГУП «Примтеплоэнерго» прибыли с заполненным актом, в который были внесены замечания, в результате узел учета тепловой энергии не был допущен в эксплуатацию (копия акта от 23.10.2015 года). При этом в числе замечаний указано, что узел учёта не соответствует проекту (изменение типа расходомера не согласовано). По обращению председателя совета дома в прокуратуру заместителем прокурора 11.01.2016 года вынесено представление руководству КГУП «Примтеплоэнерго» о замене теплосчетчика теплоснабжающей организацией. В дальнейшем суд признал представление прокурора о замене теплосчетчика правомерным. 24.08.16 г. в адрес ответчика была направлена копия собрания собственников жилья и заявление на замену теплосчетчика энергоснабжающей организацией. Но исходя из ответа, ответчик не планирует производить замену теплосчётчика.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований в заявленном виде. Дополнил, что наименование прибора учёта, который был согласован с гл. инженером ФИО1, записано на листе проекта с ошибкой - вместо СКМ2 был указан SKM-2.
Представитель ответчика иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которых у истца отсутствуют полномочия представлять интересы собственников помещений дома. Указал, что представителем собственников многоквартирного дома не указаны порядок расчета по договору; фамилия, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность; адрес объекта с указанием предполагаемого места установки прибора учета; требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом по данному адресу прибор учета имеется в наличии, он установлен, но не был введен в эксплуатацию по причине нарушения п. 72 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии и теплоносителя» (Далее Правила). При обследовании узла учета было обнаружено его несоответствие проектно-сметной документации. Перечень замечаний был отражен в акте повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей от 23.10.2015 г.. Вопрос по эксплуатации данного прибора учета со стороны собственников многоквартирного дома не ставился, в связи с чем, данный вопрос КГУП «Примтеплоэнерго» не рассматривался.
В судебном заседании представитель ответчика дополнил, что прибор учёта допускался к эксплуатации с оговорками об устранении недостатков. Однако, недостатки устранены не были. Вследствие утверждения постановлением Правительства РФ в 2013 г. Правил о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя, на основании п. 72 данных Правил узел учета не должен допускаться к эксплуатации.
Представитель третьего лица - управляющей компании ООО «Жилком-2» пояснил, что в 2014 г. собственники дома обращались провести проверку общедомового прибора учёта. В настоящее время этот же прибор учёта так и стоит. Собственники дома с заявлением в управляющую компанию о замене общедомового прибора учёта теплоэнергии не обращались.
Судом принято решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением истец не согласился, подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с п. 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 ст. 161, статья 162 Жилищного кодекса РФ).
В силу положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в срок до 01 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно п. 8 ст. 13 указанного закона действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В п. 9 ст. 13 данного закона законодатель установил, что с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой же статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Условия установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов устанавливаются договором, в заключении которого указанные организации отказывать не вправе.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" закреплены особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать: 1) сведения о предмете договора; 2) полное и сокращенное наименование заказчика - юридического лица, фамилию, имя, отчество заказчика - индивидуального предпринимателя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место нахождения (место жительства), почтовый адрес, а также при наличии телефоны, факс, адрес электронной почты; 3) сведения об объекте, подлежащем оснащению прибором учета (для договора на эксплуатацию и (или) замену прибора учета - сведения о местонахождении прибора учета, его технических характеристиках); 4) основные требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
К заявке прилагаются: 1) копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета; 2) копии учредительных документов; 3) копия свидетельства о государственной регистрации; 4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации; 5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> был выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией, что подтверждается договором управления, заключенным 28.12.2012 г. собственниками жилых помещений в указанном доме с ООО «Жилищная компания - 2».
Судом также установлено, что в результате очередной проверки готовности узла учета дома <адрес> к эксплуатации, проведенной в соответствии с пунктом 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034), были выявлены замечания и недостатки, которые отражены в акте от 23.10.15 г., вследствие чего узел учёта тепловой энергии на основании п. 72 тех же Правил не был допущен к эксплуатации.
Исследовав все обстоятельства и доказательства по делу, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу, о том, что именно управляющая компания ООО «Жилком-2» является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.
Поскольку управляющая компания ООО «Жилком-2» с заявкой на замену прибора учета теплоэнергии в указанном доме не обращалась, что не оспаривалось в судебном заседании, а у председателя совета дома Барзали Н.Г. в силу положений п. 1, 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ права на такое обращение с данной заявкой от имени собственников жилых помещений с учетом выбранного способа управления многоквартирного дома не имеется, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, судом правильно указано, что председателем совета дома Барзали Н.Г. не был представлен комплект документов, необходимый для подачи заявки для замены прибора учета теплоэнергии.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 25 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи