Р Е Ш Е Н И Е дело №
Именем Российской Федерации
11 апреля 2017 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора ФИО3, истца ФИО1, представителя администрации <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, третьи лица Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, о возложении обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы представления,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, третьи лица Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, о возложении обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы представления. В обоснование требования указано, что ФИО1 относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации МКУ Департамента городского хозяйства администрации <адрес> ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. На органы местного самоуправления возложены функции по обеспечению жильем лиц указанной категории. Жилое помещение лицам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права, которое не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также претендующих на получение жилого помещения на тех же основаниях.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 требование поддержала, пояснила, что законодательство, регулирующее вопросы предоставления жилых помещений детям, относящимся к категории сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, устанавливает требование по внеочередному предоставлению жилых помещений таким категориям лиц, и наличие других лиц, претендующих на получение жилого помещения, в том числе, принятым на учет до постановки на учет ФИО1 не должно нарушать жилищные права истца. Именно орган местного самоуправления обязан предоставить истцу жилое помещение.
Истец ФИО1 требования поддержал, пояснил, что зарегистрирован в жилом помещении по адресу общежития, где был зарегистрирован в период обучения, проживает в арендованной квартире.
Представитель администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании возражала против заявленных требований, поясняла, что обязанность администрации по обеспечению жилыми помещениями может быть выполнена только при обеспечении государством финансовыми средствами для приобретения жилья такой категории лиц. Указала, что имеется очень большая потребность в жилых помещениях. Также указала, что квартиры предоставляются в порядке очереди, сформированной в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав иных лиц, стоящих в очереди до истца, и принятых на учет ранее, чем истец. Указала, что истец стоит в очереди с 2009 года под номером 55. Просила в иске отказать.
Представитель Министерства финансов Республики Крым в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представлены письменные пояснения, из которых следует, что с заявленными требованиями не согласны, содержится просьба об отказе в иске.
Представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексом, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов.
Из материалов дела следует, что родители ФИО1, 1993 г.р., – ФИО5 и ФИО6 умерли в 2005 году и в 2000 году соответственно, что подтверждается представленными копиями свидетельств о смерти.
Таким образом, из представленных документов следует, что истец ФИО1 относится к категории детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> следует, что решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
Согласно справке МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес>. Из материалов дела следует, что право собственности на указанное жилое помещение не зарегистрировано. По указанному адресу: <адрес>, расположен ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания и торговли».
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В Законе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>" закреплено, что органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.9).
В силу ст. 11 указанного Закона финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Таким образом, исходя из указанных норм права, суд приходит к выводу о том, что именно на администрацию <адрес> возлагается обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения за счет средств бюджета.
Суд не может принять во внимание довод представителя администрации <адрес> о недостаточности выделяемых средств для обеспечения жильем всех лиц, включенных в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих обращение с вопросом о дополнительном выделении бюджетных ассигнований в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1990 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка приобретения жилых помещений в муниципальную собственность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
Другой довод представителя администрации <адрес> о том, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав иных лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым, ранее, чем истец, суд находит необоснованным.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора, заявленное в интересах ФИО1, направлено на реализацию предусмотренных законом гарантий ФИО1 по обеспечению его жилым помещением, в связи с чем, такая обязанность должна быть возложена на администрацию <адрес> Республики Крым.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, общей площадью не менее 25 кв. метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Кундикова Ю.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.04.2017