Дело № 2-4908/12 10 декабря 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:
председательствующего судьи Подгорной Е.П.,
при секретаре Светловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яворского А.И., Яворской Л.В., Яворской А.А. к Министерству обороны Российской Федерации, 2000 Отделению Морской Инженерной службы, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации –
УСТАНОВИЛ:
Истцы Яворский А.И., Яворская Л.В., Яворская А.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, 2000 Отделению Морской Инженерной службы, в котором просили признать за ними в равных долях по 1/3 доли право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (Далее – Договор) Яворский А.И. является нанимателем вышеуказанного жилого помещения, совместно с ним проживают жена – Яворская Л.В. и дочь – Яворская А.А. Данная квартира предоставлена Яворскому А.И. и членам его семьи на основании решения о предоставлении жилого помещения от 02.10.2009 г. Наймодателем по Договору является 2000 Отделение Морской Инженерной службы (Далее – 2000 ОМИС), которое на основании Указа Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 действует от имени собственника жилого помещения – Министерства Обороны РФ. Истцы приняли решение о приватизации спорного жилого помещения, однако им было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что в настоящее время не решен вопрос по оформлению документов для передачи квартир гражданам в собственность в порядке приватизации. Поскольку предоставленное истцам по договору социального найма жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и не относится к жилым помещениям, приватизация которых запрещена ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истцы полагают, что имеют право на его приватизацию, в связи с чем, обратились в суд с заявленными требованиями.
В судебное заседание 10.12.2012 года истцы Яворский А.И., Яворская Л.В., Яворская А.А., явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 51), ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представил.
Ответчик 2000 Отделение Морской инженерной службы в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 50), ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представил, направил телефонограмму, с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 54).
Третьи лица ФГУ «Западное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 49, 52, 53) об отложении судебного разбирательства не просили, доказательств наличия уважительных причин неявки не представили и о наличии таковых причин суду не сообщили.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 56, 67 ГПК Российской Федерации, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 217 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно статье 2 данного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 данного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу статьи 6 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 7 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно статье 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено, что согласно договору социального найма от 18 января 2011 года № 228, заключенному с собственником жилого помещения Российской Федерацией, в лице Министерства Обороны Российской Федерации, действующего в лице представителя, 2000 Отделения Морской Инженерной службы, Яворский А.И. является нанимателем спорного жилого помещения на условиях социального найма, а Яворская Л.В. и Яворская А.А. вселены как члены семьи нанимателя спорной квартиры (л.д. 15-19).
Право оперативного управления на спорное жилое помещение зарегистрировано за 2000 ОМИС с 08.12.2010 г. (л.д. 23, 28, 55).
Из справки о регистрации следует, что в спорном жилом помещении с 31.01.2011 года зарегистрированы по месту жительства Яворский А.И., Яворская Л.В. (жена), Яворская А.А. (дочь) (л.д. 12).
В соответствии с Порядком признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 года № 512 жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно–штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях (далее – военнослужащие), а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы). Федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами. Выписки являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей на предоставленные жилые помещения.
Истец Яворский А.И. обращался в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, с просьбой дать разрешение на приватизацию спорной квартиры.
В соответствии с письмом ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, до настоящего времени отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий вопрос передачи квартир Министерством обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации, не определен орган, уполномоченный передавать жилые помещения в собственность. До принятия в Министерстве обороны РФ нормативно-правового акта, устанавливающего порядок передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения в порядке приватизации возможно только в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 29).
Поскольку приватизация жилого помещения, находящегося в государственной собственности (субъекта Российской Федерации или Российской Федерации) занимаемого по договору социального найма, является безусловным правом нанимателя и членов его семьи, и не может ставиться в зависимость от разработки федеральным органом исполнительной власти порядка, сроков и наименования органов, выдающих соответствующие решения и заключающих договоры приватизации от имени собственника, то суд полагает, что у истца и членов его семьи возникло право требовать в судебном порядке признания за ними права собственности в порядке приватизации занимаемого спорного жилого помещения.
Обстоятельств, препятствующих передаче истцам в собственность спорной квартиры в порядке приватизации, судом не установлено, при этом суд учитывает, что истцы ранее не участвовали в приватизации государственного или муниципального жилого помещения, права собственности на жилые помещения за Яворским А.И., Яворской Л.В., Яворской А.А. не зарегистрировано, что подтверждается выписками из ЕГРП, послужным списком и справками из предыдущих мест регистрации истцов (л.д. 24, 25-27, 56-68).
При указанных выше фактических обстоятельствах дела, исходя из того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцам на основании договора социального найма, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с чем, подлежит прекращению право собственности Российской Федерации на спорную квартиру.
При этом суд полагает, что право оперативного управления 2000 Отделения Морской Инженерной службы на спорную квартиру должно быть прекращено, поскольку право оперативного управления возможно только в отношении служебного жилого помещения, в отношении которого может быть заключен только договор найма специализированного жилого помещения. Однако в данном случае имеет место заключение договора социального найма, со дня заключения которого 2000 Отделение Морской Инженерной службы утратило право оперативного управления в отношении спорной квартиры.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 217 ГК Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьями 3, 4, 12, 55–60, 67, 167, 194–199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, 2000 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░:
░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>;
░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>;
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 2000 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>: