Решение по делу № 2а-520/2017 (2а-15696/2016;) от 21.11.2016

Дело № 2а-520/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2017 года

Республика Коми                                    город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Щелканова М.В.

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми к судебному приставу-исполнителю Лимоновой О.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Минстрой Республики Коми) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Лимоновой О.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от ** ** **. В обоснование иска указано на отсутствие возможности исполнения решения суда в связи с действиями взыскателя.

В судебном заседании представитель Минстроя Республики Коми по доверенности Зоновьева О.А. на требованиях настаивала.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Лимонова О.А. возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Коми в судебное заседание не явился, о слушании административный ответчик извещен.

Заинтересованное лицо Каганцов М.Я. не явился, о слушании извещен.

Судом установлено.

Вступившим в законную силу ** ** ** решением ... городского суда от ** ** ** по делу № ... за Каганцовым М.Я. признано право на получение государственного жилищного сертификата выпуска ** ** ** в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ** ** **, с датой постановки на учет ** ** **. На Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (ныне – Министерство архитектуры и строительства Республики Коми) была возложена обязанность выдать Каганцову М.Я. государственный жилищный сертификат выпуска ** ** ** в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ** ** **. Также решением суда от ** ** ** с Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в пользу Каганцова М.Я. были взысканы судебных расходы в размере ... в удовлетворении исковых требований Каганцова М.Я. к администрации МО ГО «...» отказано.

Во исполнение указанного решения суда ** ** ** Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми был выдан Каганцову М.Я. государственный жилищный сертификат серии ..., предоставляющий право на получение социальной выплаты в размере ... для приобретения жилого помещения в г. .... Размер социальной выплаты был уменьшен на ... – на стоимость отчужденной ** ** ** квартиры по адресу: ....

Указанный государственный жилищный сертификат имел указание на то, что он действителен до ** ** **, но должен быть предъявлен в банк до ** ** **

** ** ** государственный жилищный сертификат был предъявлен Каганцовым М.Я. в ОАО «...», между ОАО «...» Каганцовым М.Я. ** ** ** был заключен договор № ... о банковском счете государственного жилищного сертификата.

В соответствии с договором купли-продажи от ** ** ** Каганцов М.Я. приобрел в собственности квартиру по адресу..., в том числе за счет средств социальной выплаты в размере ... и заемных средств, полученных в кредит. ** ** ** в ЕГРП была внесена запись о праве собственности Каганцова М.Я. на указанную квартиру, а также запись об ипотеке.

Вступившим в законную силу ** ** ** решением ... городского суда от ** ** ** по делу ... за Каганцовым М.Я. было признано право на получение государственного жилищного сертификата выпуска ** ** ** в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без уменьшения размера социальной выплаты на сумму ..., на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми была возложена обязанность произвести Каганцову М.Я. перерасчет размера жилищной субсидии без уменьшения на сумму ...

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ** ** ** (далее – Подпрограмма) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ** ** ** (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ** ** **...

В силу ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Согласно ст. 4 указанного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п. 4 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее – банк), - 2 месяца.

В соответствии с п. 11 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

В силу п. 65 указанных Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину – участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных п. 60 Правил.

Согласно п. 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные п. 36 указанных Правил.

Выдача гражданину второго сертификата на недополученную часть социальной выплаты действующим законодательством не предусмотрена.

** ** ** вынесено постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми о возбуждении исполнительного производства № ..., предмет исполнения - обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми произвести Каганцову М.Я. перерасчет размера жилищной субсидии без уменьшения на сумму ....Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от ** ** **, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере ...

Минстрой Республики Коми обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит освободить от уплаты исполнительского сбора, указывая на невозможность исполнения решения суда.

Как следует из материалов дела, Минстрой Республики Коми дважды обращался в ... городской суд с заявлением о разъяснении решения суда от ** ** ** в части его исполнения, поскольку Каганцов М.Я. реализовал ранее выданный сертификат.

В соответствии с определением ... городского суда Республики Коми от ** ** **, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ** ** **, заявление Минстроя Республики Коми оставлено без удовлетворения.

В соответствии с определением ... городского суда Республики Коми от ** ** **, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ** ** **, заявление Минстроя Республики Коми оставлено без удовлетворения.

Далее Минстрой Республики Коми обратился в Воркутинский городской суд Республики Коми с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

В соответствии с определением ... городского суда Республики Коми от ** ** ** заявление Минстроя Республики Коми оставлено без удовлетворения.

Определением ... городского суда Республики Коми от ** ** **, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ** ** **, заявление Минстроя Республики Коми, которым Минстрой Республики Коми просил изменить установленный способ исполнения решения суда на выплату денежной компенсации, оставлен без удовлетворения.

В соответствии с данным определением суд пришел к выводу о том, что Каганцов М.Я. в нарушение решения ... городского суда Республики Коми от ** ** ** не сдал в установленном порядке государственный жилищный сертификат для его переоформления с перерасчетом жилищной субсидии без уменьшения на сумму ...., а реализовал его после вступления судебного решения в силу, чем создал препятствия к исполнению решения суда. Данный вывод ... городского суда нашел также свое отражение в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ** ** **

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора с должника-организации в случае неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора.

Пунктом 7 ст. 112 указанного Федерального закона установлено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от установленного законом размера.

Исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что неисполнение решения суда вызвано действиями самого Каганцова М.Я., который, зная о наличии спора в суде, реализовал ранее выданный сертификат, не исполнив тем самым свою обязанность, предусмотренную п. 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

В рассматриваемом случае у административного истца отсутствовала объективная возможность исполнения решения суда, в связи с чем суд полагает возможным освободить Минстрой Республики Коми от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми к судебному приставу-исполнителю Лимоновой О.А. Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от уплаты исполнительского сбора, взысканного в соответствии с постановлением о взыскании исполнительского сбора от ** ** ** в рамках исполнительного производства № ...

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                     М.В. Щелканов

2а-520/2017 (2а-15696/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минстрой РК
Ответчики
МОСП по ИОВИП УФССП России по РК СПИ И Лимонова О.А.
МОСП по ИОВИП УФССП России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
21.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
24.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
23.12.2016[Адм.] Судебное заседание
16.01.2017[Адм.] Судебное заседание
23.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее