Дело № 2-60/2017 16 января 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Логиновой О.В.
при секретаре Гурьевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <...> о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Сергеева Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по <...> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 28.10.2016. ГУ-УПФР в <...> в назначении страховой пенсии было отказано в связи с тем, что у Сергеевой Е.В. отсутствует необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – менее 17 лет, из данного стажа исключен период работы истца по трудовому договору у ИП Чебыкиной Т.Н. с 11.12.1997 по 01.06.2000, поскольку индивидуальным предпринимателем не уплачивались страховые взносы за работника за указанный период.
Сергеева Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в <...>, в котором просит с учетом устного уточнения требований признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать ГУ-УПФР в <...> назначить ей досрочную пенсию по старости с 28.10.2016; включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 11.12.1997 по 01.06.2000 у ИП Чебыкиной Т.Н.
В судебном заседании истец Сергеева Е.В. поддержала уточненные исковые требования, дополнительно пояснила, что имеет двоих детей, в период с 11.12.1997 по 01.06.2000 она работала по трудовому соглашению от 08.12.1997 у ИП Чебыкиной Т.Н. продавцом. Был установлен график работы сначала через неделю, затем два рабочих дня через два выходных. Торговля осуществлялась в продовольственном отделе торгового павильона на территории <...>. При оформлении трудового соглашения трудовая книжка была у нее (истца), она знала, что в трудовую книжку необходимо вносить все записи о периодах работы, однако по вопросу внесения в трудовую книжку записи о периоде ее работы к работодателю она не обращалась, не интересовалась, производится ли уплата работодателем страховых взносов. Заработную плату получала по ведомости, расчетные листки работодателем не выдавались, с заявлением об их выдаче она не обращалась. Каких-либо иных документов, свидетельствующих об исполнении ею трудовых обязанностей в указанный период, а также документов, подтверждающих выплату ей заработной платы, у нее не имеется. Аналогичным образом работали и другие продавцы. На момент обращения в Пенсионный фонд (28.10.2016) она достигла возраста 50 лет, её страховой стаж составляет 25 лет 02 месяца и 5 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет более 17 лет. Полагает, что исключение из её стажа периода работы по трудовому соглашению у ИП Чебыкиной Т.Н. с 11.12.1997 по 01.06.2000 в связи с отсутствием уплаты работодателем страховых взносов является незаконным и необоснованным, нарушающим её права. Просит удовлетворить исковые требования, включить в страховой стаж и стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 11.12.1997 по 01.06.2000, признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 28.10.2016 и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 28.10.2016.
Представитель ГУ-УПФР в <...> Чебыкина О.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что 11.11.2016 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – менее 17 (20) лет в соответствии с п. 2, 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В силу ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФ РФ. До 2001 года администрированием (учетом) уплаты страховых взносов занимался исключительно Пенсионный Фонд, вместе с тем, Чебыкиной Т.Н. за спорный период уплата страховых взносов ни за одного работника не производилась, в том числе и за истца Сергееву Е.В. При этом представленное истцом в подтверждение работы в спорный период трудовое соглашение должно было быть зарегистрировано в Пенсионном Фонде, однако указанное соглашение регистрацию не прошло. Полагает, что данный документ не подтверждает бесспорно наличие трудовых отношений между истцом и Чебыкиной Т.Н. в спорный период, поскольку из данного соглашения с достоверностью не усматривается его правовая природа: гражданско-правовой или трудовой характер договора, связи с чем данный период не подлежит включению в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом полагает, что ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-п несостоятельна, поскольку в данном случае указанный документ постановлен в отношении работников, по которым производилось начисление страховых взносов, но не производилось их отчисление в пенсионный орган. Однако каких-либо доказательств начисления истцу заработной платы и соответственно начисления страховых взносов истцом не представлено. Просят отказать в удовлетворении требований.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 28.10.2016 Сергеева Е.В., 02.09.1966 года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2, 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон № 400-ФЗ) (л.д. 35-36).
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании распоряжения Президента Российской Федерации от 24.04.1993 №293-рп <...> относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. МКС 1,2.
Судом установлено, что Сергеева Е.В. является матерью 2 детей.
11.11.2016 ответчиком принято решение об отказе в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости ввиду отсутствия у истца необходимого страхового стажа и стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен период работы истца по трудовому соглашению у ИП Чебыкиной Т.Н. с 11.12.1997 по 01.06.2000 в связи с отсутствием сведений об уплате работодателем страховых взносов за работника. По мнению ответчика, на момент обращения Сергеевой Е.В. с заявлением ее страховой стаж составляет 25 лет 02 месяца 05 дней в календарном исчислении, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 15 лет 6 месяцев 4 дня (л.д. 37-42).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. В соответствии с п. 10 указанных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы или отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 Правил.
В силу п. 11 Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
В соответствии с п. 13 Правил периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.
Согласно п. 12 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н), для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30-32 Закона № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 данного Перечня, необходимы документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258н) подтверждению подлежат периоды работы в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что периоды работы подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из представленной истцом копии трудовой книжки усматривается, что спорный период работы истца у работодателя Чебыкиной Т.Н. с 11.12.1997 по 01.06.2000 в трудовой книжке не отражен. В судебном заседании Сергеева Е.В. пояснила, что при заключении соглашения трудовая книжка находилась непосредственно у нее, однако самостоятельно Сергеева Е.В. к ИП Чебыкиной Т.Н. по вопросу заполнения трудовой книжки не обращалась.
В материалах дела имеется копия трудового соглашения от 08.12.1997, согласно которому Чебыкина Т.Н. доверяет реализацию своего товара Сергеевой Е.В., 02.09.1966 года рождения. Заработная плата установлена в размере 400 000 руб. в месяц. Имеется отметка государственной налоговой инспекции <...> от 11.12.1997 с оттиском штампа и отметка работодателя ИП Чебыкиной Т.Н. об исполнении – «исполнено полностью до 01.06.2000» (л.д. 7-9).
Данный документ с очевидностью не подтверждает бесспорно наличие трудовых отношений между истцом и Чебыкиной Т.Н., поскольку из данного соглашения с достоверностью не усматривается его правовая природа: гражданско-правовой или трудовой характер договора. Так из буквального толкования текста соглашения следует, что Чебыкина Т.Н. доверяет реализацию своего товара Сергеевой Е.В. При этом в нарушение положений Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного ВС РСФСР 09.12.1971 (в ред. от 17.03.1997) и действовавшего на момент возникновения правоотношений, должность (специальность) Сергеевой Е.В., на которую она принимается, не поименована, срок действия договора и условия труда не указаны.
Судом установлено, что предприниматель Чебыкина Т.Н. в качестве индивидуального предпринимателя, производящего выплаты физическим лицам, зарегистрирована в ГУ-УПФР в <...> 17.07.1998, снята с учета 17.12.2010 (л.д. 47). До 2001 года администрирование (учет) уплаты страховых взносов входило в компетенцию Пенсионного Фонда РФ.
Из справки ГУ-УПФР в <...> усматривается, что предприниматель Чебыкина Т.Н. в период до 31.12.2001 не производила уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за наемного работника Сергееву Е.В. (л.д. 48).
Истцом не представлено иных допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном.
Истец в обоснование требований ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П, указывая, что отсутствие сведений в системе персонифицированного учета об уплате страховых взносов работодателем не может повлечь отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Данный довод истца суд полагает несостоятельным, поскольку указанное постановление принято в отношении работников, по которым производилось начисление страховых взносов работодателем, но не производилось их отчисление. При этом, в данном случае каких-либо достоверных и допустимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии между сторонами трудовых отношений, доказательств исполнения работником трудовой функции, выплаты истцу работодателем Чебыкиной Т.Н. заработной платы и уплаты работодателем страховых взносов за работника в спорный период истцом не представлено, а судом не добыто. Копия трудового соглашения с указанием на размер заработной платы не подтверждает фактическое ее получение работником.
С учетом указанных обстоятельств суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж периода работы с 11.12.1997 по 01.06.2000 не имеется.
Таким образом, исковые требования Сергеевой Е.В. о включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на назначение досрочной пенсии, периода работы с 11.12.1997 по 01.06.2000, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязании ГУ-УПФР в <...> назначить ей досрочную пенсию с 28.10.2016 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сергеевой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <...> о назначении досрочной страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Решение может обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (решение в окончательной форме принято 18 января 2017 года).
Председательствующий О.В. Логинова