Град. дело № 2-377/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 7 августа 2012 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Тукановой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Артинской поселковой администрации и Администрации Артинского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к Артинской поселковой администрации Администрации Артинского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований и.о. прокурора Артинского района Свердловской области Чухарева Н.Ф. указала, что в ходе проведения прокуратурой Артинского района проверки на предмет исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления на территории Артинского городского округа были выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов на следующих участках местности: 1) между жилыми домами № и № по <адрес>, 2) на расстоянии 50 метров от <адрес> (карьер), 3) на расстоянии 10 метров от <адрес>, 4) на расстоянии 250 метров от <адрес> (район аэропорта), 5) между жилыми домами № и № по <адрес>. Земельные участки, на которых обнаружены свалки, относиться к землям населенных пунктов в границах <адрес>. На основании п.1,2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.11, п.24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2.3. Положения об Артинской поселковой администрации, она просит возложить на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на указанных участках местности.
Определением Артинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в гражданском деле в качестве соответчика привлечена Администрация Артинского городского округа.
В судебном заседании при рассмотрении гражданского дела по существу помощник прокурора Артинского района Деткова М.С. уточнила исковые требования, в связи с чем, просила возложить на Артинскую поселковую администрацию обязанность по проведению уборок несанкционированных свалок, указание на которые имеется в исковом заявлении, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а на Администрацию Артинского городского округа возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий за счет местного бюджета.
Представитель ответчика – Глава Артинской поселковой администрации Администрации Артинского городского округа Кетов П.В. в судебном заседании подтвердил факт наличия несанкционированных свалок на территории <адрес>. Дополнительно пояснив, что финансирование данных мероприятий отсутствует, в связи с чем, выполнение исковых требований не представляется возможным.
Представитель ответчика Администрации Артинского городского округа Козлов С.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что без внесения изменений в местный бюджет Артинского городского округа на 2012 год выделение денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок не представляется возможным, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на органы местного самоуправления в лице Артинской поселковой администрации.
Выслушав помощника прокурора Деткову М.С., представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, т.е. определить.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. “Об отходах производства и потребления”, в ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. “Об охране окружающей среды”, ст. 5 Закона Свердловской области № 77-ОЗ от 19 декабря 1997 г. “Об отходах производства и потребления”. Согласно п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”, территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 6 Устава Артинского городского округа, к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 3 Федерального закона “Об охране окружающей среды”, в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
Из актов осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой района выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов на следующих участках местности: между жилыми домами № и № по <адрес>, 2) на расстоянии 50 метров от <адрес> (карьер), 3) на расстоянии 10 метров от <адрес>, 4) на расстоянии 250 метров от <адрес> (район аэропорта), 5) между жилыми домами № и № по <адрес>.
Согласно данным, предоставленным начальником Артинского отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельных участках, расположенных по адресу между жилыми домами № и № по <адрес>, на расстоянии 50 метров от <адрес> (карьер), на расстоянии 10 метров от <адрес>, на расстоянии 250 метров от <адрес> (район аэропорта), между жилыми домами № и № по <адрес>.
Из ответа начальника Красноуфимского отдела Управления Росреестра по Свердловской области следует, что согласно кадастрового деления кадастрового района «Артинский» земельные участки между жилыми домами № и № по <адрес>, на расстоянии 50 метров от <адрес> (карьер), на расстоянии 10 метров от <адрес>, на расстоянии 250 метров от <адрес> (район аэропорта), между жилыми домами № и № по <адрес>, относятся к землям населенных пунктов.
Согласно пп.9 п.2.3 Положения об Артинской поселковой администрации Администрации Артинского городского округа, к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора о ликвидации несанкционированных свалок, указание на которые имеется в исковом заявлении, предъявленные к Артинской поселковой администрации, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, как следует из Положения об Артинской поселковой администрации, главным распорядителем бюджетных средств является Администрация Артинского городского округа, в связи с чем, суд, на основании ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считает необходимым, не выходя за пределы заявленных требований, возложить на Администрацию Артинского городского округа обязанность при внесении изменений в местный бюджет Артинского городского округа на 2012 год запланировать средства на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на следующих участках местности: 1) между жилыми домами № и № по <адрес>, 2) на расстоянии 50 метров от <адрес> (карьер), 3) на расстоянии 10 метров от <адрес>, 4) на расстоянии 250 метров от <адрес> (район аэропорта), 5) между жилыми домами № и № по <адрес>.
На основании ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Артинского городского округа при внесении изменений в местный бюджет Артинского городского округа на 2012 год запланировать средства на ликвидацию несанкционированных свалок на следующих участках местности: 1) между жилыми домами № и № по <адрес>, 2) на расстоянии 50 метров от <адрес> (карьер), 3) на расстоянии 10 метров от <адрес>, 4) на расстоянии 250 метров от <адрес> (район аэропорта), 5) между жилыми домами № и № по <адрес>.
Обязать Артинскую поселковую администрацию Администрации Артинского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать места складирования отходов производства и потребления – несанкционированные свалки на следующих участках местности: 1) между жилыми домами № и № по <адрес>, 2) на расстоянии 50 метров от <адрес> (карьер), 3) на расстоянии 10 метров от <адрес>, 4) на расстоянии 250 метров от <адрес> (район аэропорта), 5) между жилыми домами № и № по <адрес>.
От уплаты государственной пошлины ответчиков освободить.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционных жалоб в течение месяца со дня принятия решения.
Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.
Судья Волкова Е.В.
Копия верна Волкова Е.В.