Гражданское дело №2-7869/2016
Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2016 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Полянской Е.Н.
При секретаре Бобриневой Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ковалевой В.П. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Ковалевой В.П. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Требования мотивировал тем, что истец является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., принадлежащей на праве собственности ее дочери Ч.Т.И. Истец проживает в указанной квартире на основании договора найма жилого помещения, заключаемого ежегодно начиная с момента вселения в 1997 году до настоящего времени. До 2010 года между истцом и собственником жилого помещения существовали устные договоренности по аренде жилья, с 2010 года договор аренды заключается в письменной форме, размер арендной платы составляет 500 руб. в месяц, так же истец оплачивает жилищно- коммунальные услуги. Как пояснила собственник жилого помещения Ч.Т.И., она за собственные средства приобрела квартиру в <адрес> для своей матери, и право собственности временно решила оформить на истцу Ковалеву В.П. В 2010 году Ч.Т.И. решила переоформить право собственности на квартиру на себя, в связи с чем между нею и истцом был совершен договор дарения. Ч.Т.И. проживает с 2013 года в квартире дочери по адресу <адрес> где так же проживает ее дочь с супругом и сыном. В одной квартире с истцом не проживает, она и истец не являются членами одной семьи, совместного хозяйства не ведут, у них раздельный бюджет, истец за проживание вносит арендную плату.
На основании заявления Ковалевой В.П. постановлением администрации Минусинского района от 24.02.2015 №100-п истец признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на жилищный учет.
Решением комиссии Министерства социальной политики Красноярского края от 29.04.2016 истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Считает решение ответчика незаконным, так как у истца жилья в собственности не имеется, Ч.Т.И. со своей дочерью проживать не может, поскольку у нее взрослый сын, дочь живет со своим супругом. С Ковалевой В.П. Ч.Т.И. в однокомнатной квартире проживать не желает, поэтому фактически Ч.Т.И. проживать негде. Она могла бы жить в своей однокомнатной квартире, где в настоящее время проживает истец, но тогда Ковалевой негде будет проживать.
Просит признать незаконным приказ министерства социальной политики Красноярского края от 04.05.2016 №183-ОД об отказе в предоставлении Ковалевой В.П. меры социальной поддержки по обеспечению жильем, обязать ответчика предоставить истцу единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
В судебное заседание истец, о месте и времен и его проведения извещенная надлежащим образом, не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Участвующий в деле представитель процессуального истца- ст. помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Смирнова Я.Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Бордулева В.А., действующая по доверенности от 12.04.2016, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, который приобщен к материалам дела. Суду пояснила, что оспариваемый приказ Министерства по заявлению истца Ковалевой издавался на основании документов, приложенных к заявлению на получение меры социальной поддержки. С апреля 1997 года по январь 2015 года истец проживала одна в однокомнатной квартире площадью 34 кв.м. по адресу: <адрес>. С 08.04.1997 года она проживала в этой квартире в качестве собственника жилого помещения, а с января 2010 года, после дарения этой квартиры своей дочери, Ковалева продолжала единолично пользоваться этой квартирой без каких-либо ограничений. Впоследствии Ковалева снялась с регистрационного учета в этой квартире и зарегистрировалась в этом же доме, в <адрес> площадью <данные изъяты>. принадлежащей на праве собственности её внучке - Р. В <адрес>, кроме Р и Ковалевой, проживали еще 4 человека, то есть всего в квартире проживали 6 человек. В <адрес> Ковалева проживала с согласия своей внучки Р, то есть на правах члена семьи собственника жилого помещения. В <адрес> обеспеченность Ковалевой общей площадью жилого помещения составляла менее учетной нормы. Постановлением администрации Минусинского района Ковалева была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом она была поставлена на учет как лицо, не являющееся нанимателем или членом семьи нанимателя, собственником или членом семьи собственника жилого помещения, что не соответствовало фактическим обстоятельствам дела. Принимая решение о постановке Ковалевой на учет, администрацией района не исследовались причины смены места жительства при переезде из <адрес>. При этом причин для такой смены места жительства не усматривается. Полагает, что у администрации района не имелось оснований для постановки Ковалевой на учет 24.02.2015 года в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, через 1 месяц 9 дней после постановки на учет, 02.04.2015 года Ковалева с согласия своей дочери Черновой снова вернулась в <адрес> для постоянного проживания, которой и продолжала пользоваться без каких-либо ограничений. Иных обстоятельств дела из представленных Ковалевой документов не усматривается. На момент обращения с заявлением в Министерство социальной политики Красноярского края истец Ковалева проживала в квартире своей дочери Ч одна. В исковом заявлении прокурор утверждает, что Ковалева пользуется квартирой № не как член семьи собственника жилого помещения, а на условиях аренды, в подтверждение чего представлены договоры аренды, объяснения Черновой и ее расписки в получении денежных средств. К указанному доводу прокурора Министерство относится критично, поскольку, эти обстоятельства ответчику не были известны на момент издания оспариваемого приказа.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 35-ФЗ «О ветеранах», члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающиеся улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
По правилам ст.4 названного Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов производится в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных пунктом 2 настоящей статьи случаев (ст.5 Закона).
В силу ст.7 названного Закона, предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем носит заявительный характер: ветеран представляет в министерство социальной политики Красноярского края заявление с указанием формы предоставления мер социальном поддержки, с приложением установленного перечня документов.
Комиссия, созданная министерством, проверяет право ветерана на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем и с учетом даты постановки ветерана на учет и его заявления готовит предложения министерству:
о предоставлении (отказе в предоставлении) ветерану жилого помещения в собственность;
о предоставлении (отказе в предоставлении) ветерану единовременной денежной выплаты на строительство жилья;
о предоставлении (отказе в предоставлении) ветерану единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения;
о предоставлении (отказе в предоставлении) ветерану жилого помещения по договору социального найма.
Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе ветерану в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем являются:
отсутствие права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем на момент принятия комиссией министерства решения;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
реализация ранее права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
С учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в течение 5 дней министерство принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, посредством издания приказа министерства.
Уведомление о принятом решении направляется министерством в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения ветерану (его законному представителю) способом, указанным в заявлении. В уведомлении об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем указываются основания принятия решения и порядок его обжалования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ковалева В.П. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. С 08.04.1997 года истец проживала в жилом помещении- квартире, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., принадлежащей ей на праве собственности. 15.01.2010 по договору дарения истец передала указанную квартиру своей дочери Ч.Т.И., однако продолжала проживать в указанной квартире до 17.01.2015. В дальнейшем истец снята с регистрационного учета, и зарегистрировалась по месту жительства по адресу <адрес> квартиру, принадлежащую на праве собственности Р.С.Ю. общей площадью <данные изъяты> где на регистрационном учете, помимо истца, состоит 5 человек.
Постановлением администрации Минусинского района от 24.02.2015 Ковалева В.П. принята на учет нуждающихся в жилом помещении.
02.04.2015 истец с согласия собственника вновь зарегистрировалась в квартире по адресу <адрес>, где проживает в настоящее время.
27.04.2016 истец обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Решением жилищной комиссии от 29.04.2016 принято решение об отказе истцу в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с отсутствием права на получение указанной меры социальной поддержки на момент принятия решения.
04.05.2016 Министерством издан приказ № об отказе Ковалевой В.П. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1);
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).
Как видно по делу, истец в течении длительного времени проживала одна в однокомнатной квартире, которую по договору дарения передала совей дочери Ч.Т.И. На момент принятие решения о постановке ее на жилищный учет снялась с регистрационного учета в указанной квартире и в период с 17.01.2015 до 02.04.2015 состояла на регистрационном учета в квартире внучки Р.С.Ю. по адресу <адрес>, где обеспеченность жилой площадью была менее учетной нормы, однако после постановки на жилищный учет вновь переехала в квартиру дочери по адресу <адрес>, где проживает до настоящего времени.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Как следует из материалов дела, истица зарегистрирована и проживает одна в квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери Ч.Т.И., которая проживает в другом жилом помещении, при этом обеспеченность истца жилой площадью составляет более учетной нормы. Суд приходит к выводу, что истица проживает в указанной квартире как член семьи собственника жилого помещения, право ее пользования жилым помещением не ограничено, следовательно, собственник жилого помещения признает за истцом право пользования жилым помещением как за членом своей семьи.
Доводы искового заявления о том, что истец проживает в указанном помещении на основании договоров аренды, заключенных с собственником жилого помещения, суд оценивает критически. Так, в материалы дела представлены договоры аренды квартиры заключенные между Ч.Т.И. и Ковалевой В.П. от 24.01.2015, на срок с 24.01.2015 по 24.12.2015 и на срок с 24.12.2015 по 24.11.2016, а так же расписки о передаче истцом собственнику арендной платы за пользование жилым помещением. Между тем, истец была вселена в указанную квартиру до заключения указанных договоров аренды без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего ее права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ.
Истец зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире постоянно, без относительно сроков, установленных договорами аренды.
Кроме того, ссылка на ограничение права пользования истца жилым помещением указанными договорами аренды появилась в исковом заявлении прокурора. Ранее, при постановке истца на жилищный учет администрацией Минусинского района и при подаче заявления истцом в Министерство социальной политики Красноярского края указанные договоры аренды не представлялись, предметом рассмотрения жилищной комиссии не были, в связи с чем на момент принятия комиссией решения у ответчика отсутствовали данные о каком- либо ограничении истца в праве пользования квартирой, где она проживает.
При таком положении, учитывая обеспеченность истца жилым помещением более учетной нормы, основания для признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении истцу меры социальной поддержки и возложении на ответчика обязанности предоставить истцу единовременную денежную выплату на приобретение жилья отсутствуют.
Доводы прокурора о том, что Ч.Т.И. не желает проживать в принадлежащей ей квартире совместно с Ковалевой В.П. и ей негде проживать не могут быть приняты во внимание судом, так как вопрос нуждаемости в жилом помещении Ч.Т.И. предмета спора не является.
Доводы искового заявления о том, что истец не являются членом семьи собственника жилого помещения, так как совместно с ней не проживает и не ведет общего хозяйства, основаны на неверном толковании приведенных норм права и не могут быть приняты во внимание судом.
При таком положении, в удовлетворении исковых требований суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ковалевой В.П. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья -отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская