15 сентября 2014 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
при секретаре Кропотовой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Александра Олеговича к Администрации городского округа Электросталь Московской области об обязании заключить договор найма служебного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
25.06.2014 г. истец Морозов А. О. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Электросталь Московской области об обязании заключить договор найма служебного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что он-Морозов А. О. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в войсковой части 19889 Министерства обороны РФ, воинское звание – капитан, выслуга 10 лет 10 месяцев. С 06.02.2014 г. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилищных помещений, на состав семьи три человека (он, супруга Морозова А. И. и сын П, <дата> рождения), включен в список лиц на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы - <адрес>, войсковая часть 19889, что подтверждается Уведомлением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» о включении военнослужащего в список на предоставление служебных помещений № 230 от 13.02.2014 г. Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» ему на семью из трех человек распределено для заселения жилое помещение - двухкомнатная квартира, общей площадью х кв.м. по <адрес>, со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения. Для вселения в указанное жилое помещение требуется заключение договора найма служебного жилого помещения. Жилой дом, расположенный по <адрес>, относится к муниципальной собственности муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области». 03.03.2014 года ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» обратилось к ответчику с ходатайством о вынесении решения о заключении с Морозовым А. О. договора найма служебного жилого помещения. В заключении договора было отказано устно. Ссылаясь на п. 1 и п.15 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указал, что за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду, что также подтверждено постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007. Доводы администрации о том, что администрация не наделена полномочиями на заключение договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим, считает несостоятельным, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 453-О.
Истец Морозов А. О. просит обязать Администрацию г. о. Электросталь Московской области заключить с ним на состав семьи 3 человека договор найма служебного жилого помещения, расположенного по <адрес>.
В судебном заседании истец Морозов А. О. исковые требования и их обоснование поддержал, просил иск удовлетворить; пояснил, что имеет право на заключение договора найма служебного жилого помещения и повторное заселение спорной квартиры, ранее занимавшейся военнослужащим и освобожденной им.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Электросталь Московской области Свистов Д. С., действующий на основании доверенности, просил в иске отказать, против удовлетворения требований истца возражал по основаниям ранее представленного суду отзыва. Полагает ссылки истца на Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 № 453-О несостоятельными, поскольку впоследствии в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» внесены изменения. Указал, что истец не относится к категории граждан, которым может быть предоставлено служебное жилое помещение. Спорная квартира является муниципальным жилым помещением, не относится к специализированному жилищному фонду и не является служебным жилым помещением, решение о переводе ее в служебное жилое помещение не принималось. Администрация г. о. Электросталь не может заключать договоры найма служебного жилого помещения с военнослужащими, обязанность по обеспечению жилыми помещениями которых в силу их статуса и Федерального закона «О статусе военнослужащих» лежит на государстве, а не на органе местного самоуправления.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Морозовой А. И. и Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не представивших сведений о причинах неявки (ч 3 ст. 167 ГПК РФ).
Выслушав истца Морозова А. О., представителя ответчика Администрации городского округа Электросталь Московской области Свистова А. О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в РФ, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Как усматривается из материалов дела, истец Морозов А. О. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в войсковой части 19889 Министерства обороны РФ, воинское звание – капитан; с 06.02.2014 состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилищных помещений, и на состав семьи три человека (он, супруга Морозова А. И., <дата> рождения, сын П, <дата> рождения) включен в список лиц на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы - <адрес>, войсковая часть 19889, что подтверждается Уведомлением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» № 230 от 13.02.2014 г., свидетельствами о заключении брака, о рождении (л. д. 8, 31, 32).
Выпиской из реестра объектов муниципальной собственности городского округа Электросталь Московской области, Решением от 22.06.2000 № 186/41 и перечнем к нему подтверждено, что квартира по <адрес>, на основании Решения Совета депутатов г. Электросталь Московской области № 186/41 от 22.06.2000 относится к объектам, составляющим казну муниципального образования; принята из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Электросталь (л. д. 33, 57, 58).
Ранее – с 07.06.2000 г. - спорное жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную по <адрес>, занимал военнослужащий войсковой части 19893 Министерства обороны РФ - Г. с членами своей семьи, которому таковое было предоставлено на основании Постановления Главы г. Электросталь от 07.04.2000 № 366/7 и списка № 3 от 27.03.2000 по войсковой части 19893; жилое помещение Г. и членами его семьи освобождено 03.07.2012 г. в связи с предоставлением иного жилого помещения; в настоящее время спорное жилое помещение является пустующим. Указанные обстоятельства подтверждены копиями финансового лицевого счета, архивной и развернутыми выписками из карточки регистрации и поквартирной карточки, Постановлением Главы г. Электросталь от 07.04.2000 № 366/7, списком № 3 от 27.03.2000 военнослужащих, которым предоставляется жилая площадь (л. д. 22, 23-24, 25-26, 34-35, 36, 54, 55-56).
Как указано выше, в соответствии с уведомлением № 230 от 13.02.2014 г. 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспеяения» Минобороны РФ, 06.02.2014 г. истец Морозов А. О. – военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в составе семьи 3 человека (он, супруга и сын) (л. д. 8).
26.02.2014 г. ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» обратилось к Главе Администрации г.о.Электросталь Московской области с ходатайством за № 222 о вынесении решения о заключении договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим воинской части 19889 МО РФ капитаном Морозовым А. О. на семью из 3-х человек на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью х кв.м, расположенную по <адрес>, со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения (л. д. 29).
На указанное обращение ответчик ответил отказом от 28.03.2014 г. (л. д. 28).
Доводы представителя Администрации городского округа Электросталь о том, что спорная квартира не является служебной, относится к муниципальному жилищному фонду, из которого могут предоставляться жилые помещения только гражданам определенных категорий, военнослужащие к которым не относятся; администрация городского округа Электросталь не является уполномоченным органом и не может заключать договоры найма служебного жилого помещения с военнослужащими, суд не принимает.
Статьей 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Законодатель, исходя из публичных целей, и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих. В этой связи не имеют решающего значения для дела ссылки представителя ответчика на то, что в отношении спорного жилого помещения об отнесении такового к специализированному жилищному фонду (служебному) органом местного самоуправления решение не принималось.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с п. 1 ст. 100 ЖК РФ на ответчика Администрацию городского округа Электросталь Московской области подлежит возложению обязанность заключить с истцом Морозовым А. О. на состав его семьи три человека договор найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.
Таким образом, суд полагает исковые требования Морозова А. О. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Морозова Александра Олеговича удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Электросталь Московской области заключить с Морозовым Александром Олеговичем на состав семьи 3 человека (жена Морозова Анна Исмаиловна, сын П, <дата> рождения) договор найма служебного жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Рыжова Г. А.
В окончательной форме решения судом принято 22 сентября 2014 года.
Судья Рыжова Г. А.