Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск 18 июня 2012 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Харитоновой Е.Б.,
с участием прокурора Загуляева А.В.,
представителя администрации Краснокамского муниципального района, Управления системой образования Краснокамского муниципального района Треногиной М.В.,
при секретаре Черемных Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах несовершеннолетней Зелениной М.А. к Администрации Краснокамского муниципального района об оспаривании бездействия администрации Краснокамского муниципального района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, возложении обязанности по организации предоставления дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Краснокамска, выступая в интересах малолетней Зелениной Марии, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с заявлением к администрации Краснокамского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации при исполнении ею полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, выразившемся в непринятии мер по обеспечению Зелениной Марии возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении и о возложении на администрацию Краснокамского муниципального района обязанности организовать представление бесплатного дошкольного образования в муниципальном общеобразовательном учреждении Зелениной Марии в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой г.Краснокамска проведена проверка по заявлению матери несовершеннолетней Зелениной Марии Зелениной Т.А. на действия органа самоуправления в не предоставлении ее малолетней дочери места в дошкольном образовательном учреждении.
В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетней Зеленина Т.А. обращалась в Управление системой образования (далее УСО) с заявлением о предоставлении ее дочери места в детском саду №. Из письма начальника УСО от ДД.ММ.ГГГГ за № видно, что место для Марии в детском саду не выделено, так как не подошла ее очередь (Зеленина Мария зарегистрирована по дате рождения за №). Зеленина Т.А. участвует в пилотном проекте «Мамин выбор», получает пособие для детей, не посещающих детское дошкольное учреждение. Вместе с тем, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений. Участие в пилотном проекте не является формой получения дошкольного образования и не заменяет его. Указанное содержится в п.6 Положения о пилотном проекте. Противопоказаний для посещения детского сада несовершеннолетней Зелениной Марией, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеется. Она достигла возраста для посещения детского сада. Просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании помощник прокурора г.Краснокамска Загуляев А.В. заявленные требования поддерживал по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что до настоящего времени место в детском саду для малолетней Зелениной Марии не выделено.
Соистец Зеленина Т.А. судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Исковые требования поддерживала.
Представитель администрации Краснокамского муниципального района, Управления системой образования Треногина М.В. с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в настоящее время свободных мест в детских садах нет, проводится набор на новый учебный год согласно очередности. В настоящее время номер в очереди у малолетней Зелениной Марии 1079, что свидетельствует об отсутствии бездействия ответчика. Дошкольным возрастом, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые к дошкольному возрасту относят возраст детей от 5 до 7 лет. Этот возраст несовершеннолетняя Зеленина Мария не достигла. Указанное свидетельствует об отсутствии факта нарушения ее права на получение дошкольного образования, так как она еще не достигла фазы развития дошкольного возраста. Зеленина Т.А. участвует в пилотном проекте «Мамин выбор», получает пособие, которое может самостоятельно направить на получение дочерью образования, поскольку в г.Краснокамске есть 6 дошкольных образовательных учреждений, где с детьми проводятся занятия по развитию речи, дети занимаются музыкой, изобразительной деятельностью, психологии. В пяти образовательных учреждениях проводятся занятия по математике, физкультуре и другим предметам. Стоимость одного комплексного занятия 350 рублей в неделю. Предоставление места Зелениной Марии в детском саду нарушит права других детей, имеющих меньший, чем у нее порядковый номер в очереди. Всем детям предоставить места в детских дошкольных учреждениях нет возможности, поскольку это приведет к нарушению санитарных норм и правил, поскольку количество детей в группе установлено СанПиН 2.4.1.1249-03. Ведутся работы по строительству детских садов на территории Краснокамского муниципального района. Но данный процесс требует большого количества времени, потому строительство еще не начато. Просила отказать истцу в иске.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к обоснованности заявленных прокурором исковых требованиях.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование, а также гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктами 2, 3 пункта 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям муниципального района в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, создание муниципальных образовательных учреждений.
Пунктами 13 и 13.1 части 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и подпунктом 6.2 части 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, закрепляя право на образование в качестве одного из его элементов - право па общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть (п.2.1). Реализация этого конституционного принципа предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование (п.2.2). Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 43 (часть 2) и 38 (часть 1) (п.2.3).
Судом установлено, что Зеленина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО5 и ФИО3 (л.д. 11).
Зеленина Мария, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ Зеленина Т.А. обратилась в УСО для постановки в очередь на получение места в детском саду № <адрес> (по месту жительства). При постановке на учет ей был присвоен номер 2174 (л.д. 8).
В предоставлении места в детском саду Зелениной Т.А. было отказано в связи с тем, что ее очередь не подошла, что следует из письма начальника УСО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Из данного письма следует, что с мая по август 2012 года начнется комплектование детских садов на новый учебный год. В первую очередь местами в детских садах будут обеспечены дети возраста от 3 до 5 лет (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Зеленина Т.А. обратилась в прокуратуру г.Краснокамска с жалобой на бездействие администрации (материалы надзорного производства).
Из ответа начальника УСО в прокуратуру видно, что Зеленина Мария по дате рождения зарегистрирована в очереди 1220 на ДД.ММ.ГГГГ, и ей место не выделено, поскольку ее очередь не подошла (л.д. 8).
Несовершеннолетняя Зеленина Мария на момент проведения проверки прокуратуры достигла возраста 2 лет, что относится к ранней возрастной группе. В этом возрасте ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении, что следует из Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 года № 677. Потому ей должно быть обеспечено бесплатное дошкольное образование. Доводы представителя ответчика о том, что пока Мария не достигла возраста 5 лет, который является старшим дошкольным возрастом, право ее на получение дошкольного образования не нарушены, не состоятельны. Она имеет право на получение такого образования с 2-х летнего возраста.
Доводы представителя ответчика о том, что получая пособие, участвуя в проекте «Мамин выбор», Зеленина Т.А. имеет возможность оплачивать комплексные занятия в развивающих группах, группах кратковременного пребывания, также нельзя признать обоснованными, поскольку несовершеннолетняя Зеленина Мария имеет право на предоставление бесплатного дошкольного образования. Данные доводы не свидетельствуют об отсутствии факта бездействия со стороны администрации Краснокамского муниципального района.
В настоящее время с <данные изъяты> по <данные изъяты> года формируются группы в детских садах на новый учебный год, что нашло отражение в письме УСО на имя прокурора г.Краснокамска. Из этого же письма следует, что в ДОУ будут приняты дети с 3 до 5 лет. Будут ли формироваться группы детей более младшего возраста, а также, будет ли выделено место для Марии, достигшей 2 лет, в данных группах, в письме не указано.
Администрацией Краснокамского муниципального района, по сообщению представителя ответчика, проводятся работы по строительству новый детских дошкольных учреждений, которые занимают длительный промежуток времени, потому строительство до настоящего времени не начато.
Таким образом, факт отсутствия мест в МДОУ для Зелениной Марии, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Все указанные факты свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Краснокамского муниципального района закрепленных в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п/п. 2 п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района.
Тем самым нарушаются гарантированные ст. 43 Конституции Российской Федерации права малолетних детей дошкольного возраста, проживающих на территории Краснокамского муниципального района, в частности право Зелениной Марии, на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.
То обстоятельство, что мать несовершеннолетней Зеленина Т.А. участвует в пилотном проекте «Мамин выбор» не свидетельствует об отсутствии факта бездействия администрации Краснокамского муниципального района, поскольку не освобождает его от соблюдения принципа, указанного в ст. 43 Конституции Российской Федерации.
Данный проект не заменяет дошкольное образование.
Доводы представителя администрации об отсутствии необходимых средств в бюджете муниципального образования на решение вопроса о расширении сети образовательных учреждений не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, ввиду отсутствия средств в бюджете.
В целях решения вопросов местного значения в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией Краснокамскго муниципального района не реализуются в полном объеме предусмотренные указанными нормами Бюджетного кодекса РФ полномочия в сфере предоставления Зелениной Марии бесплатного дошкольного образования в период с постановки Зелениной Марии в очередь и по настоящее время.
С учетом того, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, в том числе создание муниципальных образовательных учреждений, входит в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, суд полагает, что обязанность по устранению указанных в настоящем решении нарушений закона и восстановлению нарушенных прав несовершеннолетней Зелениной Марии должна быть возложена на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - Администрацию Краснокамского муниципального района.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Суд полагает, что требование прокурора о возложении на администрацию района обязанности устранить вышеуказанные требования федерального законодательства надлежит возложить с учетом характера этих действий на срок – 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора г.Краснокамска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Краснокамского муниципального района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, выразившемся в непринятии мер по обеспечению Зелениной М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на администрацию Краснокамского муниципального района обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении Зелениной М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Харитонова Е.Б.