Дело №2-98/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2011 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Соловьевой К.А.
при секретаре Кузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Бормисой Э.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Бормисова Э.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику по тем мотивам, что Управление Пенсионного фонда РФ Урмарском районе ЧР решением № от ДАТА отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, несмотря на наличие у нее 25-летнего стажа педагогической деятельности.
В суде Бормисова Э.И. свои исковые требования поддержала и, уточняя их, пояснила, что ответчиком решением от ДАТА ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказано по тем мотивам, что период ее работы с ДАТА по ДАТА в качестве старшей пионервожатой Ковалинской средней школы, с ДАТА по ДАТА учителем чувашского языка и литературы, с ДАТА по ДАТА учителем русского языка и литературы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05 февраля по ДАТА, с 12 марта по ДАТА, с 07 февраля по ДАТА, 14 по ДАТА, 25 по ДАТА и с 13 по ДАТА, а также периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 февраля по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в специальный стаж педагогической деятельности не включаются. Свой отказ ответчик обосновывает тем, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, наименование должности «старший пионервожатый» не предусмотрено. Решение Пенсионного фонда считает незаконным и подлежащим отмене, так как работа в качестве старшей пионервожатой с ДАТА по ДАТА, работа учителем чувашского языка и литературы с ДАТА по ДАТА, и работа учителем русского языка и литературы с ДАТА по ДАТА, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, два периода нахождения в отпусках по беременности и родам подлежат включению в специальный стаж. Просит решение Управления Пенсионного фонда РФ отменить, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 10 декабря 2010 года.
Представитель Управления Пенсионного фонда в Урмарском районе Николаева О.Н. иск истицы не признала и пояснила суду, что Бормисова Э.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ДАТА. Ее заявление было рассмотрено комиссией по пенсионным вопросам ДАТА, и в назначении указанной пенсии ей отказано за отсутствием требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности, предусмотренного ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как время работы в качестве старшей пионервожатой, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж педагогической деятельности не включаются. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, наименование должности «старший пионервожатый» не предусмотрено. Просит Бормисовой Э.И. в удовлетворения иска отказать.
Свидетели СНМ, СЛН и НИМ показали суду, что они знают истицу Бормисову Э.И. по совместной работе в Ковалинской средней общеобразовательной школе, которая с 1982 по 1993 годы работала старшей пионервожатой, с 1993 года стала параллельно вести чувашский язык вместо ушедшей в декретный отпуск учительницы, а с 1994 года по настоящее время она работает учительницей русского языка и литературы, а также на 0,5 ставки старшей вожатой. За годы своей работы истица не раз направлялась на курсы повышения квалификации как старшая пионервожатая и как учитель русского языка и литературы. На этих курсах учителя получали теоретические знания, проходили в школах практические занятия, участвовали на открытых уроках, за ними по месту работы сохранялась заработная плата, из которой производились соответствующие удержания.
Суд, выслушав доводы истицы и представителя ответчика, изучив материалы дела, допросив свидетелей, установил следующее.
Статьей 28 ФЗ от 17.12.2001 г. №173 «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность. При этом списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается указанная пенсия, утверждаются Правительством РФ. В последнем Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 и в ранее действовавших списках должность «старший пионервожатый» не указана.
На момент работы Бормисовой Э.И. старшей пионервожатой с ДАТА по ДАТА действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в числе прочих, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве старших пионервожатых. В силу п. 4 Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Постановлением Совета Министров от 22.09. 1993 года №953 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу с 01.10.1993 года. Из смысла указанных норм права следует, что действующее до 1.10.1993 года законодательство предусматривало зачет в специальный стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на выслугу лет, работу в школах в качестве старших вожатых. В соответствии с ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы гражданина.
Распространение нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, отмену их прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч.1,2 ст.19, ст.39, ч.ч.2, 3 ст.59 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах право на включение периода работы в должности старшей пионервожатой, приобретенное на основании постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, не может быть аннулировано последующим постановлением Правительства РФ.
Таким образом, в специальный стаж Бормисовой Э.И. подлежит включению время ее работы в качестве старшей пионервожатой с ДАТА по ДАТА, что составляет 11 лет 1 месяц 10 дней, которое подтверждается копией трудовой книжки.
Судом установлено, что на день обращения Бормисова Э.И. в декабре 2010 в Управление Пенсионного фонда РФ в Урмарском районе ЧР, она имела более 2\3 от необходимого педагогического стажа, то есть от 25лет (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии, что проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Кроме того, истица в суде уточнила свои исковые требования, и просит включить в педагогический стаж период ее работы с ДАТА по ДАТА в должности учителя чувашского языка и литературы, а ДАТА по ДАТА - в должности учителя русского языка и литературы. Указанные периоды ее работы в качестве учителя подтверждаются копиями приказов по МОУ «Ковалинская СОШ» от ДАТА №, от 01.09. 1994 года № и тарификационными списками по указанной школе.
Согласно копии из книги приказов по Ковалинской средней школе от ДАТА учителям предметникам устанавливается следующий объем учебной нагрузки: русский язык и литература Бормисова Э.И. - 12 часов плюс 1 ставка ст. вожатой.
В ходе судебного заседания было установлено, что Бормисова Э.И., с ДАТА по ДАТА работала учителем чувашского языка, а с ДАТА по настоящее время фактически работает учителем русского языка и литературы в Ковалинской ООШ, а также совмещает должность старшего вожатого.
Согласно тарификационных списков по Ковалинской школе за 1995-2002 годы Бормисова Э.И. значится учителем, в графе «какие предметы преподает» указано «русский язык», «ст.вожат.», напротив «русск.яз»- 11 р. и ставка в месяц. Согласно тарификационных списков по Ковалинской школе за 2003-2008 годы, Бормисова Э.И. значится учителем, ст. вож. в графе «какие предметы преподает» указано «русский язык», «ст.вожат.», напротив «русск.яз»- 12р. и ставка в месяц. Согласно тарификационных списков по Ковалинской школе за 2009-2010 годы, Бормисова Э.И. значится как учитель, старший вожатый в графе «какие предметы преподает» указано «русский язык, литература», 4 квалификационный уровень, «ст. вожатый - 1 квалификационный уровень».
Согласно расчетно-платежным ведомостям с 1996 по 2000 годы должность Бормисовой Э.И. указана как учитель.
Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Таким образом, периоды работы истицы с ДАТА по ДАТА в должности учителя чувашского языка и литературы, с ДАТА по ДАТА в должности учителя русского языка и литературы, подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 15 февраля по ДАТА и с ДАТА по ДАТА подлежат включению в специальный стаж, так как ст. 167 КЗот РСФСР (в ред. Закона РСФСР от ДАТА) действовавшая до ДАТА предусматривала включение указанных периодов в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд признает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 5 по ДАТА, с 12 по ДАТА, с 7 по ДАТА, с 14 марта по ДАТА, с 25 по ДАТА, с 13 по ДАТА не подлежат включению в специальный трудовой стаж. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работников, постоянно занятых в течение полного рабочего дня на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Вопросы включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации в Правилах не урегулированы. Однако, согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Кроме того, Бормисова Э.И., находясь на указанных курсах повышения квалификации, в эти периоды связь с работой не теряла, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законом отчисления.
В целом специальный стаж Бормисовой Э.И., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на момент ее обращения в Пенсионный фонд составлял более 25 лет.
Таким образом, на момент рассмотрения ответчиком заявления истицы Бормисовой Э.И. о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, у нее имелся необходимый специальный стаж, и комиссия должна была ей назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее обращения, то есть с 09 декабря 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе ЧР № от ДАТА об отказе Бормисовой Э.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным и отменить.
Включить период работы Бормисовой Э.И. в качестве старшей пионервожатой Ковалинской средней школы с ДАТА по ДАТА, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 февраля по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, период работы с ДАТА по ДАТА учителем чувашского языка и литературы, с ДАТА ДАТА учителем русского языка и литературы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 5 по ДАТА, с 12 по ДАТА, с 7 по ДАТА, с 14 марта по ДАТА, с 25 по ДАТА, с 13 по ДАТА в ее специальный трудовой стаж, исчисляемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Признать за Бормисовой Э.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе ЧР назначить Бормисовой Э.И. указанную пенсию с 10 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через районный суд.
Председательствующий: К.А. Соловьева