Дело №2-16/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2017 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С.Леккеревой,
при секретаре А.О.Александровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Д.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности выделения дополнительного финансирования,
установил:
Иванов Д.В. обратился в суд с иском к администрации Прионежского муниципального района о предоставлении ему, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Республики Карелия, Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Окончательно истец просил возложить на Министерство финансов РК обязанность по дополнительному выделению муниципальному образованию «Прионежский муниципальный район Республики Карелия» денежных средств на осуществление государственных полномочий, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в отношении Иванова Д.В; обязать Министерство социальной защиты, труда и занятости РК обеспечить дополнительное выделение из бюджета Республики Карелия и перечисление в бюджет муниципального образования «Прионежский муниципальный район Республики Карелия» денежных средств для приобретения Иванову Д.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения на территории Прионежского муниципального района, обязать администрацию Прионежского муниципального района в течение двух месяцев после поступления денежных средств предоставить Иванову Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее нормы по договору найма специализированного жилого помещения на территории Прионежского муниципального района.
Истец в судебном заседании подержал заявленные исковые требования, по изложенным в исковом заявлении и уточненных требованиях обстоятельствам.
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Цечоева Р.Ф., действующая по доверенности, пояснила, что администрацией района не оспаривается право истца на предоставление жилого помещения, считала, что в связи с недостаточностью денежных средств для исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, администрация района сможет предоставить истцу жилое помещение после выделения дополнительного финансирования из бюджета Республики Карелия для приобретения жилья истцу.
Представители ответчиков Министерства финансов Республики Карелия, Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены гарантии для лиц, к числу которых относится истец. В числе гарантий - обеспечение органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Республике Карелия принят Закон РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утвержденным Постановлением Правительства РК от 16.04.2013 N 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Судом установлено, что Иванов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Прионежского о муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. № истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилищного фонда; до настоящего времени таким жильем не обеспечен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в его Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом принимается во внимание, что Законом РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК (пунктом 1 статьи 4) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров социального найма с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по осуществлению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Таким образом, приведенным законодательным регулированием обязанность по обеспечению специализированным жилым помещением истца, на которого распространяется рассматриваемая мера социальной поддержки, возложена администрацию муниципального района.
В силу ч. 3 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета Республики Карелия порядке на счета местных бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Законом Республики Карелия от 21 декабря 2016 года № 2083-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» Прионежскому муниципальному району предусмотрены бюджетные средства на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с указанным Законом главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия по предоставлению субвенции является Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Увеличение финансового обеспечения на указанные цели возможно путем внесения изменений в закон о бюджете Республики Карелия.
В соответствии с преамбулой Бюджетного кодекса РФ он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Таким образом, вопросы предоставления денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован законами, указанными выше. Соответственно, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями.
Учитывая данные обстоятельства и указанные нормы материального закона, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца к администрации Прионежского муниципального района, и считает необходимым возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность предоставить Иванову Д.В. на территории Прионежского муниципального района благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В остальной части заявленные требования суд считает не подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Иванова Д.В. судебные расходы в размере 300 руб.
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность предоставить Иванову Д.В. на территории Прионежского муниципального района благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма
В остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Иванова Д.В. судебные расходы в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Прионежский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 10 февраля 2017 года.