ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-8864/2017
... 26 апреля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.
судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора ... Республики Башкортостан в интересах Сулейманова А.З. к Администрации городского округа ... Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, по апелляционной жалобе Администрации городского округа ... Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ....
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., выслушав возражения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора ... в интересах Сулейманова А.З. обратился в суд с иском к Администрации городского округа ... об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование иска указал, что прокуратурой ... проведена проверка по обращению Сулейманова А.З., ... года рождения, о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что мать С.А.А. умерла ..., что подтверждается свидетельством о смерти I-АР №.... Решением Демского районного суда ... Республики Башкортостан от ... отец Сулейманова А.З. - С.З.А. лишен родительских прав. Постановлением главы ... Республики Башкортостан №... от ... опекуном Сулейманова А.З. назначена Ф.Р.С. Распоряжением главы ... Республики Башкортостан №... от ... Сулейманов А.З. принят на учет граждан, для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Сулейманов А.З. зарегистрирован по месту проживания по адресу .... В собственности Сулейманова А.З. недвижимого имущества не имеется
Установлено, что Сулейманов А.З. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достигших возраста 18 лет, состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Вместе с тем, Сулейманову А.З. до настоящего времени Администрацией ГО ... не предоставлено жилое помещение, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Сулейманова А.З., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Прокурор просил обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте ... Республики Башкортостан.
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
Исковые требования и.о. прокурора ... Республики Башкортостан в интересах Сулейманова А.З. к Администрации городского округа ... об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан предоставить Сулейманову А.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте ... Республики Башкортостан по норме предоставления площади жилого помещения, не менее 14 кв.м и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа ... Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на то, что обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Администрация надлежащим ответчиком по данному делу не является. Кроме того, в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце 1пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении Сулейманов А.З. родился ..., где его родителями указаны: отец -С.З.А., мать - Сулейманова А.А., о чем составлена запись акта о рождении №... от ....
Мать С.А.А. умерла ..., что подтверждается свидетельством о смерти I-АР №..., актовая запись №... от ....
Решением Демского районного суда ... Республики Башкортостан от ... отец Сулейманова А.З. - С.З.А. лишен родительских прав отношении несовершеннолетнего сына Сулейманова А.З., ... года рождения.
Распоряжением главы ... Республики Башкортостан №... от ... опекуном над несовершеннолетним Сулеймановым А.З., ... года рождения, назначена Ф.Р.С.
Распоряжением главы ... Республики Башкортостан №... от ... Сулейманов А.З. принят на учет граждан, для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Сулейманов А.З. зарегистрирован по месту проживания по адресу .... В собственности Сулейманова А.З. недвижимого имущества не имеется
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з (в редакции Закона Республики Башкортостан от 04 декабря 2012 года №609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа ....
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку Сулейманов А.З. относится к числу граждан детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, то есть к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства и в установленном порядке признана нуждающейся в жилом помещении, в настоящее время не имеет жилья достигла 18 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Довод апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по данному спору, несостоятелен.
Положениями пункта 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации городского округа ....
Несостоятельным является довод жалобы о том, что в связи с внесением изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, сроки предоставления им таких помещений законом не определены, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и не свидетельствуют об отсутствии у Администрации городского округа ... Республики Башкортостан обязанности обеспечить Сулейманова А.З. жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа ... Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ...