2-5964/2014
Решение
Именем Российской Федерации
12 ноября 2014 года город Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Романовой Ю.Б.,
с участием истицы ГГФ,
представителя Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан БЭН,
при секретаре Жилкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заявление ГГФ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
ГГФ обратилась в суд с иском к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование иска указано, ГГФ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> право собственности на жилой дом подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ и серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 518 кв. м.
Земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> находится в аренде до ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ ГГФ обратилась в администрацию городского округа г.Уфы РБ с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. Однако администрация городского округа г.Уфы РБ в предоставлении участка в собственность отказало, ссылаясь на решение Совета городского округа города Уфы Республики Башкортостан № из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Истица считает отказ ответчика в предоставлении в собственность земельного участка незаконным.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части признания прекращенным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено в связи с отказом от иска.
В судебном заседании ГГФ иск поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан БЭН, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст.36 ЗК РФ).
В силу п. 2.2. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ГГФ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> А. право собственности на жилой дом подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ и серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 518 кв. м.
Земельный участок по адресу: <адрес>А, с кадастровым номером 02:55:010330:34 находится в аренде до ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ ГГФ обратилась в администрацию городского округа г.Уфы РБ с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. Однако администрация городского округа г.Уфы РБ в предоставлении участка в собственность отказало, ссылаясь на решение Совета городского округа города Уфы Республики Башкортостан № из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что земельный участок не может быть предоставлен ответчице.
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Пунктом 2 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. решения Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 26/10) "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" утверждена схема размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для государственных и муниципальных нужд. В пункте 3 указанного решения определен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, согласно приложению № к решению. В данный перечень входит и кадастровый номер спорного Земельного участка.
Между тем, ответчиком не предоставлено сведений о том, что государственная регистрация ограничений прав, установленных вышеприведенным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в силу положений вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" была осуществлена.
Земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № <данные изъяты> не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий из оборота, каких-либо объектов на указанном земельном участке, при наличии которых, согласно содержаниям ст. ст. 27, 28, 85 Земельного кодекса РФ, а также ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация земельных участков не допускается, на спорном земельном участке не имеется.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, согласно п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не доказано, что спорный Земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в связи с чем отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка и по данному основанию нельзя признать законным и обоснованным.
По приведенным выше основаниям суд находит исковое заявление ГГФ обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования ГГФ к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течении 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>
Обязать направить проект договора ГГФ с определением цены выкупа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Романова Ю.Б.