Дело № 12-1-28/2017
Решение
по делу об административном правонарушении
02 февраля 2017 года город Энгельс
Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Нуждин С.В., рассмотрев жалобу должностного лица, - директора общества с ограниченной ответственностью «Энгельсспецремтехпред» Хорольского С.В. на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Саратовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдел Государственной инспекции труда в Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ директор общества с ограниченной ответственностью «Энгельсспецремтехпред» Хорольский С.В. (далее по тексту Хорольский С.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Энгельсский районный суд Саратовской области Хорольский С.В., не оспаривая наличия состава административного правонарушения, просит изменить постановление должностного лица ГТИ, снизив размер штрафа.
В судебное заседание Хорольский С.В. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, ходатайства об отложении рассмотрения дела не имеется, а потому считаю рассмотреть его в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Представитель Хорольского С.В., - Ковылина Е.Д. доводы жалобы, по изложенным в ней обстоятельствам, поддержала в полном объеме. Не оспаривая наличия административного правонарушения, просила изменить оспариваемое постановление путем назначения минимального размера наказания.
Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу, что постановление должностного лица ГТИ подлежит оставлению без изменению, жалоба без удовлетворения, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно подпункту ДД.ММ.ГГГГ пункта 5.2 которого к полномочиям указанного федерального органа исполнительной власти относится принятие типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
В соответствии с п. 21 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона.
Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий.
В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения.
В соответствии с Приложением № к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР №) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику относятся следующие СИЗ: средства индивидуальной защиты ног (обувь) от проколов, порезов; одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры; средства индивидуальной защиты ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур; средства индивидуальной защиты головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений; средства индивидуальной защиты головы (каски защитные); одежда специальная сигнальная повышенной видимости.
В соответствии с п. 1 примечания к Приложению к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н дополнительно к перечню средств индивидуальной защиты, выдаваемых работнику в соответствии с настоящими Типовыми нормами, выдаются средства индивидуальной защиты с учетом вероятности причинения вреда здоровью работника:
б) работникам организаций, выполняющим наружные работы зимой, в зависимости от вида деятельности дополнительно выдаются:
костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке или костюм для защиты от растворов кислот и щелочей на утепляющей прокладке, или костюм для защиты от искр и брызг расплавленного металла на утепляющей прокладке, или куртка для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке - по поясам; ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском, или валенки с резиновым низом, или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла - по поясам; подшлемник утепленный под каску (в случае если он положен к выдаче) - 1 шт. со сроком носки «до износа»; головной убор утепленный - 1 шт. на 2 года; белье нательное утепленное - 2 комплекта на 1 год; перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год.
В соответствии с п/п 23, 31, 148, 152, 163, 170, 171, 188, 189, 192 приложения к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» работникам ООО «Энгельсспецремтехпред» (заведующий складом, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, слесарь-ремонтник, электромонтер по ремонту обмоток и изоляции электрооборудования, энергетик, сторож-контролер, уборщик производственных и служебных помещений, дворник) положено выдавать средства индивидуальной защиты, в том числе в соответствии с Приложением № к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР №) отнесенными ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а именно: Средства индивидуальной защиты ног (обувь) от проколов, порезов; одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры; средства индивидуальной защиты ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур; средства индивидуальной защиты головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № в период с 06 октября по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Энгельсспецремтехпред» была проведена внеплановая проверка соблюдения требований трудового законодательства.
В ходе проверки личные карточки учета выдачи СИЗ работников ООО «Энгельсспецремтехпред» представлено не было. Каких-либо подтверждающих документов (договора, подтверждение оплаты с расчетного счета ООО «Энгельсспецремтехпред», акты, счет-фактуры и т.п.) о закупке СИЗ, именно за счет средств работодателя, в ходе проверки представлено не было, то есть установлено, что работники названного Общества не были обеспечены специальной одеждой, соответствующей занимаемым должностям.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Хорольского С.В. ДД.ММ.ГГГГ протокола № об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Хорольский С.В. обоснованно был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества квалифицировано по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами трудового законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом отношусь критически к доводам лица, привлекаемого к административной ответственности о малозначительности совершенного административного правонарушения, а также о возможности снижения назначения наказания.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Также в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что законодательство о специальной оценке условий труда направлено на реализацию обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для назначения ЖСК "У" административного наказания в виде предупреждения не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Хорольского С.В. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Административное наказание назначено Хорольскому С.В. в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса, не в максимальных пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 Кодекса, оно является справедливым и соразмерно содеянному, а потому оснований
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При таких обстоятельствах предусмотренных статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для изменения обжалуемого акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдел Государственной инспекции труда в Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица, - директора общества с ограниченной ответственностью «Энгельсспецремтехпред» Хорольского С.В., - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10-дневный срок с момента получения его копии в Саратовский областной путем подачи жалобы непосредственно в Саратовский областной суд либо через Энгельсский районный уд Саратовской области.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>