Дело № 2-65/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Родионова А.В.
при секретаре Михеевой О.С.,
с участием истца Васильева А.И.,
ответчика Лобанова П.А.,
представителя Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Прилузскому району – Шулепова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Объячево
15 февраля 2017 года гражданское дело по заявлению Васильева А.И. к Лобанову П.А. о признании права собственности на тракторный прицеп и об обязании Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Прилузскому району зарегистрировать тракторный прицеп,
УСТАНОВИЛ:
Васильев А.И. обратился в суд с заявлением о признании права собственности на тракторный прицеп, 1988 года выпуска, который приобрел 22 декабря 2016 года у Лобанова П.А. за 15 000 рублей. В последующем, при обращении в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Прилузскому району, в регистрации прицепа было отказано по причине отсутствия документов, которые должны быть представлены в соответствии с Административным регламентом. Поскольку при совершении купли-продажи Лобанов П.А. не передал Васильеву А.И. необходимые документы, по причине отсутствия у последнего и учитывая, что Васильев А.И. владеет и пользуется указанным прицепом, просит суд признать за ним право собственности на тракторный прицеп, и ввиду отсутствия документов, удостоверяющих право собственности, обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Прилузскому району зарегистрировать тракторный прицеп.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований Васильев А.И. настаивает.
Ответчик Лобанов П.А. в судебном заседании исковые требования Васильева А.И. признал в полном объеме и пояснил, что являлся собственником тракторного прицепа, при этом у него отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на данный прицеп.
Представитель заинтересованного лица, Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Прилузскому району, в судебном заседании исковые требования Васильева А.И. признал в полном объеме и пояснил, что тракторный прицеп находится в исправном состоянии, подлежит регистрации.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), которая обеспечивается доступом к правосудию для разрешения любых споров, в том числе и связанных с правом собственности.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Установлено, что 22 декабря 2016 года между Васильевым А.И. и Лобановым П.А. заключен договор купли-продажи тракторного прицепа марки <данные изъяты>, 1988 года выпуска, стоимостью 15 000 рублей. Денежные средства в рамках указанного договора переданы Лобанову П.А., что подтверждается распиской, следовательно, начиная с 22 декабря 2016 года, у Васильева А.И. возникло право собственности на указанный прицеп.
В то же время, при обращении в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Прилузскому району, в регистрации прицепа Васильеву А.И. отказано по причине отсутствия документов, которые должны быть представлены в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходной техники и иной техники и прицепов к ним, а также выдача на них государственных знаков.
Заявлением Васильева А.И. в Госинспекцию технадзора Прилузского района подтверждается, что находящийся у заявителя в пользовании и владении тракторный прицеп марки <данные изъяты> года выпуска, красного цвета, номер рамы №, не имеет паспорта, не за кем, в т.ч. и за Васильевым А.И. и Лобановым П.А., не зарегистрирован.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии паспорта транспортного средства, который должен быть представлен в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации, подтвердить свое право на тракторный прицеп марки <данные изъяты> иным образом, помимо судебного, заявитель лишен возможности.
По информации начальника государственной инспекции технадзора по Прилузскому району, прицеп тракторный прицеп марки <данные изъяты>, 1988 года выпуска, заводской №, красного цвета, по имеющимся учетам государственного технического надзора Республики Коми, в розыске и в угоне не значится.
В то же время, как доказано в ходе судебного заседания, в течение длительного времени Лобанов П.А. владел прицепом тракторным, как своим собственным, поддерживал его в надлежащем техническом состоянии, пригодном для эксплуатации и 22 декабря 2016 года продал Васильеву А.И.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя и ответчика, не доверять которым у суда нет оснований.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Васильев А.И. приобрел право собственности на тракторный прицеп на законных основаниях.
Пунктом 2.6.2 вышеуказанного Административного регламента, утв. приказом Службы РК по техническому надзору от 14.11.2013 года № 26-од, для получения государственной услуги при государственной регистрации машины кроме заявления, необходимы следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (паспорт гражданина или заменяющий его документ); паспорт самоходной машины и других видов техники; документ, подтверждающий право собственности на машину (прицеп) и (или) номерной агрегат; свидетельство о регистрации машины (если машина (прицеп) ранее были зарегистрированы в органах гостехнадзора); государственный регистрационный знак (если выдавался); страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию установлена федеральным законом; документ об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям (если машина (прицеп) ранее не были зарегистрированы в органах гостехнадзора); документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя представлять интересы собственника машины (при совершении регистрационного действия в случае обращения представителя заявителя); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий (далее - документ об уплате государственной пошлины).
Однако, как следует из объяснений заявителя и ответчика, предоставить паспорт самоходной машины, документ, подтверждающий право собственности на прицеп и документ об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, не имеется возможности, т.к. данные документы отсутствуют. Таким образом, разрешить вопрос о регистрации прицепа во внесудебном порядке лишен возможности.
Отсюда, оценивая доводы заявителя, суд принимает во внимание следующее.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года № 938 (в ред. от 12.11.2012г.), регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с п. 4 указанного Постановления, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Обязательность государственной регистрации транспортных средств на территории России предусмотрена ст. 15 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
Из п. 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утв. приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
16 января 1995 года Минсельхозпродом РФ утверждены «Правила государственной регистрации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ», согласно п. 2.1. которых, машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.
При этом паспорт транспортного средства, свидетельство о его регистрации, технический паспорт транспортного средства не являются правоустанавливающими (правообразующими) документами, т.е. подтверждающими возникновение права собственности у гражданина. Паспорт самоходной машины и других видов техники, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.06.2009 № 511), введен с 01 сентября 1995 года на всей территории Российской Федерации в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин. Его наличие служит необходимым условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно п. 1.5 "Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники" (утв. Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995) (в ред. от 27.09.2001), наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", постановлением Правительства РФ от 01.12.2009г. № 982 (в ред. от 13.11.2010г.) утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в который включены, в т.ч. прицепы и полуприцепы тракторные.
Между тем, в силу ч. 2 ст. 46 Закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что в соответствии со ст. 48 настоящий Федеральный закон вступал в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, а впервые он был опубликован 30 декабря 2002 года в "Собрании законодательства РФ" № 52 (ч. 1), ст. 5140, вышеуказанный закон вступил в силу с 30 июня 2003 года.
В то же время, ранее действовавшее законодательство требований об обязательной выдаче ПСМ (в период до 01.09.1995), об обязательной сертификации тракторов (до 30.06.2003) не содержало, в связи с чем паспорт самоходной машины и сертификат соответствия на прицеп тракторный, изготовленный в 1988 году, отсутствует.
Согласно заключению Государственного инспектора гостехнадзора ФИО, содержащегося в акте технического осмотра машины от 13.02.2017, тракторный прицеп марки <данные изъяты>, 1988 года выпуска, заводской №, красного цвета, находится в исправном состоянии и подлежит регистрации.
Таким образом, техническое состояние прицепа соответствует техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке. Соответственно, прицеп тракторный <данные изъяты>, соответствует требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, установленными действующими в Российской Федерации стандартами, сертификатами и другой нормативной документацией.
Исходя из правил ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом и договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов (ст. 164 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлена государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники (п. 1). Во исполнение данного Постановления Приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Между тем установленная данными нормативными актами регистрация транспортных средств носит не правовой, а технический характер и не является государственной регистрацией имущества в смысле, придаваемом ст. 164 ГК РФ.
В Российской Федерации отсутствует закон, предусматривающий государственную регистрацию прав собственности и сделок с транспортными средствами. Следовательно, поскольку иное не установлено законом, право собственности у приобретателя транспортного средства по договору возникает с момента его передачи (ст. 223 ГК РФ).
Поскольку Васильев А.И. приобрел право собственности на прицеп тракторный марки <данные изъяты> на законных основаниях и данный прицеп соответствует требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, у суда имеются основания для обязания Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Прилузскому району произвести регистрацию тракторного прицепа в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Васильева А.И. о признании права собственности на прицеп тракторный марки <данные изъяты>, 1988 года выпуска, заводской №, красного цвета, заводского изготовления - удовлетворить.
Признать за Васильевым А.И. право собственности на прицеп тракторный марки <данные изъяты>, 1988 года выпуска, заводской №, красного цвета, заводского изготовления.
Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Прилузскому району произвести государственную регистрацию тракторного прицепа марки <данные изъяты>, 1988 года выпуска, заводской №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.В.Родионов