Решение по делу № 33-872/2017 от 28.03.2017

Судья Жохова С.Ю.

                                                      Дело №33-872/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«17» апреля 2017 года

        Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Гусевой Н.А.,

судей Лепиной Л.Л., Ворониной М.В.,

при секретаре Удаловой О.В.,

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 26.01.2017 г., которым исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Мартынова М.С. к Администрации городского округа город Шарья о предоставлении жилого помещения удовлетворены.

        На администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить Мартынову М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

        Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

        Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Мартынова М.С. к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что Мартынов М.С. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - Мартынова Е.В., являющаяся в отношении сына одинокой матерью, умерла ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы местного самоуправления г. Шарьи от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Мартыновым М.С. установлена опека, опекуном назначена Вишнякова В.К. В ее семье он проживает до настоящего времени, поскольку иных жилых помещений ни у него, ни у его матери не имеется. С момента рождения Мартынов М.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Однако данный дом был предоставлен его матери для временного безвозмездного проживания, в настоящее время разрушен. На основании приказа территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Шарьинскому муниципальному району и по городскому округу г. Шарья от ДД.ММ.ГГГГ Мартынов М.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма. В этой связи полагает, что Мартынов Е.В. приобрел право на получение жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано. Просил суд обязать администрацию городского округа город Шарья предоставить Мартынову М.С. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья.

        В качестве третьего лица судом к участию в деле привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

        В апелляционной жалобе глава городского округа город Шарья Костромской области Царицын И.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы о том, что администрация городского округа город Шарья может приобрести жилые помещения в рамках исполнения государственных полномочий только в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели городскому округу город Шарья Законом Костромской области от 20.12.2016 г. №176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 года» в размере 6873,7 тыс. рублей, т.е. в отношении ограниченного числа граждан. Обращает внимание, что переданных бюджету городского округа в 2017 году субвенций достаточно для приобретения лишь семи квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом на момент рассмотрения дела оставались неисполненными 37 судебных решений о предоставлении лицам указанной категории жилья, принятых в 2015-2016 годах. Таким образом, выделенных областным бюджетом на 2017 год денежных средств не хватит даже на исполнение судебных актов, вынесенных ещё в 2015-2016 годах. А поскольку дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий является правом, а не обязанность органа местного самоуправления, и эти средства отсутствуют, то оснований для возложения ответственности на администрацию и удовлетворения иска у суда не имелось.

        В возражениях относительно апелляционной жалобы заместитель Шарьинского межрайонного прокурора Шабалина Т.А., директор департамента финансов Костромской области Замураев И.Н. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации городского округа город Шарьи - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Рылова Т.В. считала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

        Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

        Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», пришел к выводу о том, что Мартынов М.С. должен быть обеспечен жильем по месту жительства на территории г. Шарьи, а обязанность по предоставлению ему жилого помещения лежит на муниципальном образовании городской округ город Шарья в лице администрации городского округа город Шарья.

        Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

        В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

        Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 г.) и статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

        По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Мартынову М.С. жилого помещения.

        Так, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Мартынов М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

        Мать Мартынова М.С. - Мартынова Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ

        Согласно актовой записи о рождении Мартынова М.С. сведения об отце - Мартынове С.М. внесены со слов матери.

        Постановлением главы самоуправления г. Шарьи Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Мартыновым М.С. установлена опека, опекуном назначена Вишнякова В.К.

        С этого момента и до настоящего времени Мартынов М.С. проживает с опекуном.

        До смерти матери Мартынов М.С. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>( после изменения нумерации <адрес>). По данному адресу он зарегистрирован и по настоящее время.

        Однако данный дом заключением межведомственной комиссии Шарьинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ признан не пригодным для проживания, в связи с фактическим износом здания, конструкций и восстановлению не подлежит.

        Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Шарьинскому муниципальному району и по городскому округу город Шарья Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ Мартынов М.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

        В соответствии со сведениями Управления Росреестра Костромской области, ГП «Костромаоблтехинвентаризация» за Мартыновым М.С. не зарегистрировано прав на объекты недвижимого имущества.

        Сведений о том, что Мартынов М.С. является нанимателем муниципального жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения, материалы дела не содержат.

        Таким образом, объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у него в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела.

        Установив приведенные выше обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований и предоставления Мартынову М.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда.

        Правильными являются и выводы суда о возложении обязанности по предоставлению жилья на муниципальное образование городской округ город Шарья.

        Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жилыми помещениями, регулируются Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

        Согласно п. 8 ст. 8 вышеназванного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

        В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

        Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

        Законом Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 3 Закона).

        В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:

        1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

        2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;

        3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

        4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

        Согласно Приложению 18 к Закону Костромской области от 20.12.2016 г. №176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», содержащему таблицу 20 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2017 году на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», городскому округу г. Шарья переданы субвенции в размере 6 876,7 тыс. руб.

        Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию городского округ г. Шарья обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством.

        Ссылка в апелляционной жалобе на то, что бюджетные средства выделены на приобретение жилых помещений только в отношении ограниченного числа граждан, а, кроме того, указанных денежных средств недостаточно для исполнения решений суда, принятых в 2015-2016 годах и неисполненных, основанием для отмены настоящего решения суда не является, поскольку возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

        Кроме того, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав указанной категории лиц на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного права на жилищное обеспечение.

        При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

        Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

        Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 26.01.2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. - без удовлетворения.

        Председательствующий:

        Судьи:

33-872/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартынов М.С.
Шарьинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация г.о.г Шарья
Другие
Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
Департамент по труду и социальной защите Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г/о г. Шарья
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Администрация Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Судья
Воронина Мария Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
17.04.2017Судебное заседание
19.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее