№ 2-67/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2017 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Слепцова И.В., единолично
с участием представителя истца Беккер Л.А. – Ломоносовой Е.Ю.,
представителя ответчика АО “Читаэнергосбыт” Житняковой К.С.
при секретаре судебного заседания Дугоржаповой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беккер Л.А. к открытому акционерному обществу «МРСК Сибири - Читаэнерго», открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действия по установке общедомого прибора учета, об обязывании произвести перерасчет начислений оплаты электроэнергии на общедомовые нужды с применением расчетного способа, об обязывании начислять ОАО «Читаэнергосбыт» плату за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного способа,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что прибор учета по адресу: <адрес> устанавливался в 2009 году сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго» и обслуживается сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго». Указанный прибор учета на баланс собственников жилых помещений не передавался.
Установленный прибор сетевой организацией ОАО «МРСК-Сибирь» - «Читаэнерго» был установлен для целей, не связанных с начислением платы на общедомовые нужды, поскольку был установлен в коммерческих целях, для расчетов с ОАО «Читаэнергосбыт». Прибор является собственностью ОАО «МРСК-Сибирь» и не может использоваться для расчета платы за электроэнергию за ОДН истцам, проживающим в многоквартирном доме.
Кроме того, собственниками жилых помещений не принималось решения об установке прибора учета электроэнергии и не были надлежаще уведомлены об установке прибора. Процедура установки прибора не была соблюдена.
С учетом представленного уточнения исковых требований истец просила суд признать установленный ПАО «МРСК Сибири» общедомовой прибор учета потребления электроэнергии по адресу: <адрес> непригодным для начисления истцу платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды; признать действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению истцу платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
В судебное заседание истец Беккер Л.А. уведомленная о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела не явилась, представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в присутствии ее представителя Ломоносовой Е.Ю.
ПАО «МРСК Сибири» надлежащим образом извещенные о дне и времени проведения судебного заседания, своего представителя не направили.
ООО «Харанорское ЖКХ» надлежащим образом извещенные о дне и времени проведения судебного заседания своего представителя не направили. Представителем по доверенности Якимовым С.Г. представлен письменный отзыв на исковое заявление.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Ломоносова Е.Ю., действующая на основании доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель АО “Читаэнергосбыт” Житнякова К.С., действующая на основании доверенности от 31.12.2016 г., оформленной надлежащим образом, исковые требования не признала, считает их не законными и не обоснованными. Пояснила, что допуск общедомового прибора учета в эксплуатацию осуществлен комиссией, где в ее составе присутствовал представитель управляющей организации. Расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ. Установленный общедомовой прибор учета электрической энергии технически пригоден, что подтверждается актом технических проверок, следовательно, у ОАО “Читаэнергосбыт” отсутствовали законные основания не принимать значений указанного прибора учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды без применения показаний приборов учета, т.е. по нормативам, противоречит нормам жилищного законодательства РФ.
Из отзыва на исковое заявление представителя ООО «Харанорское ЖКХ» по доверенности Якимовым С.Г. следует, что ООО «Харанорское ЖКХ» не является стороной договора энергоснабжения, ОДПУ установлен не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, нарушен порядок установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, сетевая организация не передала прибор учета в состав общедомового имущества. Просит суд исковые требования удовлетворить.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, проверив обоснованность и правомерность иска на основе установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Беккер Л.А является собственником жилого помещения № в многоквартирном жилом <адрес>, <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права.
ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края по поставке электрической энергии покупателям электроэнергии по договорам энергоснабжения.
ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче по электроэнергии электрическим сетям потребителям электроэнергии, технологически присоединенным к электросетям ОАО «МРСК Сибири».
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с положениями абзаца 7 пункта 2, подпункта" г" пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт "с" пункта 31 Правил).
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов,
снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В целях исполнения данной обязанности в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178.
По смыслу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно при соединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые, в нарушение требований частей 3 - 6.1, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее по тексту - Основные положения).
Также названный пункт предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах
электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Понятия «установка прибора учета» и «допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе Х Основных положений.
Так, согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых
инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в
лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемо-
го собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что услугу по электроснабжению в <адрес> предоставляет ОАО «Читаэнергосбыт».
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», в период с 2009г. по 2013 г. производило установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах <адрес> и <адрес>, в том числе и в <адрес>, пгт.Шерловая Гора. Общедомовой прибор учета установлен Борзинским РЭС ОАО «МРСК-Сибири». Изначально приборы учета были установлены для проведения расчетов между юридическими лицами ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и не предназначались для учета электроэнергии для общедомовых нужд. Собственникам жилых помещений многоквартирного дома оплата за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета не начислялась до ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 3 Акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным между ПО ЮЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» и ООО «Харанорское ЖКХ» установлено, электросети находится на балансе ПО ЮЭС, ввод в здание, внутренняя электропроводка на балансе ООО «Харанорское ЖКХ».
Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ № проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии в <адрес> произведена проверка общедомового прибора учета и он допущен в эксплуатацию.
Из представленной в судебном заседании копии Акта проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии усматривается, что ни собственники жилых помещений, ни кто-либо по их поручению, ни иной представитель потребителя, имеющий полномочия на подписание таких актов, данные акты не подписывали и участия в данной процедуре не принимали.
Суду не представлено документов (акт) об установке общедомового прибора учета, согласно которому можно было бы определить дату и законность процедуры его первоначальной установки. Так же суду не представлены документы, свидетельствующие об уведомлении потребителей (управляющей организации) об установке общедомового прибора учета, не представлено суду доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что на общем собрании собственников жилья решение о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, не принималось.
Из пояснений представителя истца Ломоносовой Е.Ю., следует, что каких-либо уведомлений о необходимости оснащения дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, ни в адрес истцов, ни в адрес других собственников квартир в их доме, не поступало.
Из исследованных в ходе судебного заседания материалов дела следует, что прибор учета в доме истцов был принят в качестве расчетного без соблюдения предусмотренной законом процедуры. Акт о первоначальной установке общедомового прибора учета в материалах дела отсутствует, ответчиками не представлен.
Из вышеизложенного следует, что общедомовой прибор учета электроэнергии первоначально устанавливался для взаиморасчетов между юридическими лицами ПАО «МРСК Сибири» и АО «Читаэнергосбыт» и не предназначался для начисления истцам платы за электроэнергию на общедомовые нужды до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что прибор учета электроэнергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, сетевой организацией - ПАО «МРСК Сибири» не устанавливался и не допускался в эксплуатацию для использования показаний при расчете за потребляемую электроэнергию на ОДН, поэтому расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электроэнергию, потребляемую на ОДН, начисляемую с учетом показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установленного для коммерческих целей, нельзя признать правильным.
Рассматривая исковые требование о признании действий АО «Читаэнергосбыт» по начислению истцу платы за электроэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, суд исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 539 ГК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с данными учета энергии. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора найма, у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 01 декабря 2013 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что управление домом № по <адрес> осуществляет ООО «Харанорское ЖКХ».
Таким образом, действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с истца платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, являются незаконными, поскольку в спорном период времени ресурсоснабжающая организация напрямую начисляла плату истцу.
Исходя из вышеизложенного, суд не может принять доводы представителя ОАО «Читаэнергосбыт» о том, что в отсутствие договора ресурсоснабжения между ОАО «Читаэнергосбыт» и управляющей компании названного дома ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг и вправе предъявлять к оплате коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании действий ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению истцу платы за электроэнергии на общедовые нужды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, поскольку управление домом осуществлялось управляющей организацией, являющимися исполнителями коммунальных услуг, тогда как ресурсоснабжающая организация не вправе начислять и предъявлять жильцам многоквартирных домов плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды, решение о внесении такой платы ресурсоснабжающей организации жильцами также не принималось.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного и, исходя из положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать непригодным для расчета Беккер Л.А. платежей за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, прибор учета электрической энергии установленный по адресу: <адрес>.
Признать действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению Беккер Л.А. платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.
Взыскать с ПАО «МРСК Сибири», АО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину с каждого в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд, с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Слепцов