Решение по делу № 2-15/2017 (2-746/2016;) от 16.11.2016

дело №2-15/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2017 года                      пгт. Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Плесовской Н.В.,

при секретаре Поповой С.Б.,

с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района Умновой Б.О.,

представителя истца Афанасьева С.Н., представителя ответчика – адвоката Канева Ф.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации сельского поселения «Нижняя Омра» к Чаус Е.А. о признании не приобретшей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,

установил:

Администрация сельского поселения «Нижняя Омра» обратилась в суд с иском к Чаус Е.А. о признании не приобретшей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, указав, что сельское поселение является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Ответчик зарегистрирована в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, однако в квартиру не вселялась, в ней не проживала, договоры с ресурсоснабжающими организациями на получение жилищно-коммунальных услуг не заключала, следовательно, право пользования жилым помещением не приобрела. Заключением межведомственной комиссии администрации МР «Троицко-Печорский» от 06.11.2014 года дом признан аварийным и подлежащим сносу, при этом после регистрации ответчика в спорном жилом помещении обращений от Чаус Е.А. по поводу пригодности жилья, ни до признания дома аварийным, ни после этого, в адрес истца не поступало.

В судебное заседание Чаус Е.А. не явилась. Судебная корреспонденция, дважды направлявшаяся в адрес ее места регистрации, возвращена в суд «за истечением срока хранения». В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика. Определением суда от 13.12.2016 года в порядке ст. 50 ГПК РФ ответчику назначен представитель.

В судебном заседании представитель ответчика – адвокат Канев Ф.Н., действующий на основании ордера, иск не признал, пояснив, что истцом не представлено суду достаточных доказательств того, что Чаус Е.А. не вселялась в спорное жилое помещение.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, оценив показания свидетелей, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности сельскому поселению «Нижняя Омра», что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества.

Из справки о лицах, зарегистрированных по месту жительства, следует, что в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Чаус Е.А.

Согласно поквартирной карточке от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: пст. Нижняя Омра, <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства ФИО2, начиная с ДД.ММ.ГГГГ - зарегистрирована Чаус Е.А.

Согласно информации, предоставленной суду Росреестром, право собственности на объекты недвижимого имущества за ответчиком не зарегистрировано.

Актом обследования и принятым на его основе заключением от 06.11.2014 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением руководителя администрации МР «Троицко-Печорский» от 10.10.2014 жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Из ответов ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», ОАО «Коми энергосбытовая компания» следует, что договор газо- и электроснабжения с жильцами, проживающими по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ не заключался.

По информации, предоставленной администрацией СП «Нижняя Омра», документов, послуживших основанием регистрации ответчика в спорном жилом помещении, не имеется, договор социального найма на спорное жилое помещение с Чаус Е.А. не заключался.

По информации, предоставленной суду администрацией МР «Троицко-Печорский», Чаус Е.А. на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в том числе в категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не состояла и не состоит, в установленном порядке малоимущей для предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не признавалась.

Указанные обстоятельства подтверждены суду представленными доказательствами.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции РФ. При этом, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этой связи, основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должен определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.

На основании ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

В соответствии с положениями ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

    На основании ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Статья 3 ЖК РФ гарантирует неприкосновенность жилища. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (ст. 4 ЖК РФ).

Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом (ст. 11 ЖК РФ).

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Статья 15 ЖК РФ предусматривает, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В соответствии с положениями ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Сторонами не оспаривается, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, следовательно, его предоставление гражданам на условиях найма возможно в строго определенном нормами жилищного законодательства порядке.

Указанный порядок заключается в том, что гражданин, которому предоставляется жилое помещение по договору социального найма должен быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, признан в установленном законом порядке малоимущим. При этом оформление правоотношений по найму жилого помещения муниципального жилищного фонда происходит путем заключения соответствующего договора, подписываемого сторонами, а основанием его заключения является нормативный акт органа местного самоуправления о предоставлении такого жилого помещения, в собственности которого оно находится.

    Применительно к существу рассматриваемого спора суд отмечает, что достоверных доказательств принятия органом местного самоуправления решения о заключении с Чаус Е.А. договора социального найма спорного жилого помещения не имеется. Доказательств заключения договора социального найма между сторонами спора, как и доказательств, свидетельствующих о постановке Чаус Е.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, признании ее малоимущей, предоставлении ей спорного жилого помещения в порядке очередности, суду не представлено. Факт регистрации ответчика в спорном жилом помещении не является доказательством правомерности данных действий и тем более не свидетельствует о приобретении ответчиком права пользования жилым помещением.

Помимо прочего, доказательством не вселения ответчика в спорное жилое помещение и не проживания в нем являются показания допрошенных по делу свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности по ст.ст. 307-308 Уголовного кодекса Российской Федерации, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Свидетель ФИО8, являвшаяся в период с июня 2000 года по декабрь 2011 года главой сельского поселения Нижняя Омра, показала, что ранее семья Чаус проживала в доме по <адрес>. Затем отец Чаус Е.А. умер, а мать была лишена родительских прав, поэтому Чаус Е.А. и ее брат воспитывались в детском доме <адрес>. После выпуска из детского дома Чаус Е.А. в <адрес> не проживала, однако в 2011 году по просьбе семьи, претендующей на занятие жилого помещения, в котором ранее проживала семья Чаус и в котором Чаус Е.А. была зарегистрирована по месту жительства, она приезжала в администрацию СП «Нижняя Омра» с целью снятия с регистрационного учета. Одновременно Чаус Е.А. была зарегистрирована по адресу: пст. Нижняя Омра, <адрес>, однако в данную квартиру не вселялась. Заключался ли при этом с ответчиком договор социального найма данного жилого помещения и с какой целью Чаус Е.А. была зарегистрирована в нем, свидетель ФИО8 пояснить не смогла.

Свидетель ФИО9, проживающая в <адрес> с рождения, показала, что с 2004 года проживает в доме по адресу <адрес>, напротив дома по <адрес> которого ранее проживал ФИО2 После пожара в данной квартире стало невозможно проживать, ФИО2 было предоставлено другое жилье. С тех пор в данную квартиру никто не вселялся и никто в ней не проживал. С ответчиком свидетель знакома, знала ее семью, показала, что после выпуска из детского дома Чаус Е.А. в <адрес> не проживала.

    При подготовке дела к судебному разбирательству на истца в соответствии с распределенным бременем доказывания юридически значимых обстоятельств судом возлагалась обязанность представить доказательства фактического не вселения ответчика в спорное жилое помещение, не проживание в нем и не несение обязанностей, вытекающих из отношений по социальному найму жилого помещения. Ответчику же предлагалось представить суду доказательства обратного и уважительность причин, по которым она не проживает в спорном жилом помещении, не несет расходов по его содержанию и оплате ЖКУ.

    В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено суду достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о приобретении права пользования спорным жилым помещением, вселении в него и проживании в нем, несении расходов на содержание жилого помещения и оплату ЖКУ.

    Совокупность исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств позволяет суду прийти к выводу, что ответчик права пользования спорным жилым помещением не приобрел. В настоящее время жилое помещение, в котором ответчик сохраняет регистрацию, не может быть отнесено к категории жилых, следовательно, оснований для признания причин не проживания ответчика в квартире уважительными не имеется.

Доводы представителя ответчика о недоказанности обстоятельств, на которые ссылается представитель истца, опровергаются материалами дела, а также показаниями свидетелей, в связи с чем признаются судом не обоснованными.

Поскольку судом установлено, что доказательств, свидетельствующих о постановке ответчика на учет нуждающихся в жилом помещении, признании ее малоимущей, издании муниципального акта о предоставлении спорного жилого помещения и заключении на его основе письменного договора социального найма не представлено, равно как и вселения ответчика в жилое помещение, проживания в нем, несение расходов, вытекающих из обязательств по найму жилого помещения, суд считает исковые требования администрации основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

При этом суд отмечает, что ни после регистрации ответчика в спорном жилом помещении, ни после признания дома, в котором оно расположено в предусмотренном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, Чаус Е.А. не предъявляла истцу требования об обеспечении ее жильем взамен не пригодного. В настоящее время ответчик в пст. Нижняя Омра не проживает, что также является свидетельством сохранения у нее лишь регистрации в спорном жилом помещении, что не является основанием приобретения права пользования жилым помещением.

Производное требование о снятии ответчика с регистрационного учета по месту жительства также подлежит удовлетворению в силу ст. 7 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и пп. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N713 от 17.07.1995.

Поскольку при подаче иска администрация СП «Нижняя Омра» была освобождена от оплаты государственной пошлины, принимая во внимание, что иск судом удовлетворен, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования администрации сельского поселения «Нижняя Омра» к Чаус Е.А. о признании не приобретшей права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Признать Чаус Е.А. не приобретшей права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Снять Чаус Е.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Взыскать с Чаус Е.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья Н.В. Плесовская

2-15/2017 (2-746/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация СП "Нижняя Омра"
Ответчики
Чаус Е.А.
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
trpsud.komi.sudrf.ru
16.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2016Передача материалов судье
17.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2016Судебное заседание
28.12.2016Судебное заседание
16.01.2017Судебное заседание
16.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее