Решение по делу № 2-48/2017 (2-627/2016;) от 19.12.2016

Дело № 2-48/17

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2017 года                                г.Устюжна

Устюженский районный суд Вологодской области в составепредседательствующего судьи Трещалова В.Н.,

с участием помощника прокурора Устюженского района Краюхиной Е.С.,

при секретаре Коробовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Северо-Западного управленияРостехнадзора, в интересах неопределенного круга лиц к городскому поселению «Город Устюжна» в лице его администрации о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ... о возложении обязанностипо проведению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения – комплекса ГТС на ..., в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: разработать и направить на согласование в Северо-Западное управление Ростехнадзора правила эксплуатации гидротехнического сооружения – комплекса ГТС на ...; направить в Северо-Западное управление Ростехнадзора все предусмотренные законом документы для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения - комплекса ГТС на ...; обеспечить эксплуатацию комплекса ГТС на ... силами работников, аттестованных в установленном законом порядке.

    В обоснование заявленных требований истец указал, что комплекс ГТС на ... является собственностью муниципального образования ... на основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно выписке из Российского регистрагидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, комплекс ГТС на ... представляет собой плотину, совмещенную с мостовым переходом.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N 117-ФЗ (далее -Федеральный закон №117-ФЗ), плотина на р. Ворожа, совмещенная с мостовым переходом, является гидротехническим сооружением.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-Ф3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения отнесено владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения. Аналогичные полномочия закреплены за муниципальным "образованием г. Устюжна пунктом 3 части 1 статьи 3 Устава г. Устюжна.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 Федерального закона №131-Ф3).

Как следует из положений статьи 9 Федерального закона №117-ФЗ, муниципальное образование город Устюжна, в лице администрации города Устюжна, являясь собственником комплекса ГТС на р. Ворожа, обязана обеспечивать исполнение требований, предусмотренных федеральным законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

В частности, собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации гидротехнического сооружения, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.

Структура и состав правил эксплуатации гидротехнических сооружений определены приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 N 395 "Обутверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".

Кроме того, на собственника гидротехнического сооружения возложена обязанность создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Статьей 17 Федерального закона №117-ФЗ определено, что собственник гидротехнического сооружения обязан иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности.

Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности установлен постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения".

В соответствии с пунктами 2-4 указанного постановления Правительства РФ, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред. Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате авариигидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со статьями 8, 9, 19 Федерального закона №117-ФЗ; приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 года №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» администрация г. Устюжна как собственник комплекса ГТС на р. Ворожа обязана определить аттестованных в установленном законом порядке работников, ответственных за безопасную эксплуатацию комплекса ГТС на р. Ворожа.

В нарушение приведенных норм законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией муниципального образования город Устюжна в период с момента возникновения права собственности на гидротехническое сооружение - комплекс ГТС на р. Ворожа и по настоящее время правила эксплуатации гидротехнического сооружения не разработаны и не согласованы с Северо-Западным управлением Ростехнадзора; не предприняты шаги к определению величины финансового обеспечения ответственности, необеспечена эксплуатация комплекса ГТС на р. Ворожа силами работников, аттестованных в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 4.2.6 Положения о Северо-Западном управлении Ростехнадзора, утв. приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 года №722, Управление осуществляет государственный надзор за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. Исходя из этого, Управление привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Несоблюдение администрацией г. Устюжна требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Устюженского района Краюхина Е.С., действующая на основании обращения истца в порядке взаимодействия, иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика в заочном порядке.

Представитель ответчика Беляев Р.С., уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении или рассмотрении дела в его отсутствие ходатайства не заявил.

    Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N 117-ФЗ (далее -Федеральный закон №117-ФЗ), плотина на р. Ворожа, совмещенная с мостовым переходом, является гидротехническим сооружением.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-Ф3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения.

Данные полномочия закреплены за муниципальным образованием г. Устюжна п. 3 ч.1 ст. 3 Устава г. Устюжна.

Как следует из положений статьи 9 Федерального закона №117-ФЗ, муниципальное образование город Устюжна в лице его администрации, являясь собственником комплекса ГТС на р. Ворожа, обязано обеспечивать исполнение требований, предусмотренных федеральным законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, в частности, обеспечивать разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.

Структура и состав правил эксплуатации гидротехнических сооружений определены приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 N 395 "Обутверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".

Кроме того, на собственника гидротехнического сооружения возложена обязанность создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Статьей 17 Федерального закона №117-ФЗ определена обязанность собственника гидротехнического сооружения иметь финансовое обеспечение гражданской ответственностив случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), за счет средств собственника гидротехнического сооружения, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности установлен пунктами 2-4 постановления Правительства РФ от 18.12.2001 N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", и определяется, исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред. Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьями 8, 9, 19 Федерального закона №117-ФЗ; с Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 года №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» администрация г. Устюжна как собственник комплекса ГТС на р. Ворожа обязана определить аттестованных в установленном законом порядке работников, ответственных за безопасную эксплуатацию комплекса ГТС на р. Ворожа.

    В судебном заседании установлено, что муниципальное образование ... на основании решения Устюженского районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ является собственником плотины, совмещенной с мостовым переходом через ... в ... (л.д. 57, 58-64).

    В соответствии с п.1 ст.28 Устава ..., утвержденного решением Совета города Устюжна от 30.11.2015 №103, исполнительно-распорядительные функции на территории г. Устюжна осуществляет Администрация города Устюжна (л.д. 38-55).

В соответствии с п. 1 «Критериев классификации гидротехнических сооружений», утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 ноября 2013 г. N 986плотина, совмещенная с мостовым переходом через р. Ворожа в г. Устюжна Устюженского района Вологодской области, относится к гидротехническим сооружениям 4 класса.

    Таким образом, на администрацию ... как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования ..., являющегося собственником гидротехнического сооружения – плотины, совмещенной с мостовым переходом через ... в ..., Федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, Уставом ... возложена обязанность по обеспечению его безопасной эксплуатации, в связи с чем требование Череповецкого природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    ИскЧереповецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к городскому поселению «Город Устюжна» удовлетворить.

Обязать городское поселение «Город Устюжна» в лице администрации городского поселения «Город Устюжна» в срок до 01 января 2018 года обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения – комплекса ГТС на р. Ворожа путем выполнения следующих мероприятий:

- разработать и направить на согласование в Северо-Западное управление Ростехнадзора правила эксплуатации гидротехнического сооружения – комплекса ГТС на р. Ворожа;

- направить в Северо-Западное управление Ростехнадзора все предусмотренные законом документы для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения – комплекса ГТС на р. Ворожа;

    - обеспечить эксплуатацию комплекса ГТС на р. Ворожа силами работников, аттестованных в установленном законом порядке.

Разъяснить сторонам, что ответчик вправе подать в Устюженский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Кроме того, заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2017 г.

    

Председательствующий                        В. Н. Трещалов

2-48/2017 (2-627/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация города Устюжна
Другие
Северо-Западное управление Ростехнадзора г.Вологда
Суд
Устюженский районный суд Вологодской области
Дело на странице суда
ustuzhensky.vld.sudrf.ru
19.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2016Передача материалов судье
20.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2017Предварительное судебное заседание
27.02.2017Судебное заседание
27.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее