Решение по делу № 2-228/2017 от 26.01.2017

К делу № 2-228/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Тихорецк 22 марта 2017 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Паластровой Г.В.,

секретаря судебного заседания Бондаренко О.В.,

с участием истца Тарасенко С.В.,

ответчика – представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район – Голубовского А.А., действующего на основании доверенности от 12.05.2016 года №01-1875,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасенко С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район, закрытому акционерному обществу «Южная горно-строительная компания», обществу с ограниченной ответственностью «Южная тоннелестроительная компания», закрытому акционерному обществу «Южное горно-строительное управление» о признании права на перерасчет размера страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Тарасенко С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (далее УПФ РФ (ГУ) в муниципальном образовании Тихорецкий район, закрытому акционерному обществу «Южная горно-строительная компания», обществу с ограниченной ответственностью «Южная тоннелестроительная компания», закрытому акционерному обществу «Южное горно-строительное управление» о признании права на перерасчет размера страховой пенсии по старости. Иск мотивирован тем, что 21.04.2016 года Тарасенко С.В. обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тихорецком районе с заявлением, в котором попросил включить в трудовой стаж работы и страховой стаж периоды работы с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года в ЗАО «Южная горно-строительная компания» в должности проходчик 4 разряда с полным рабочим днем под землей, с 01.04.2005 года по 10.10.2007 года в ООО «Южная тоннелестроительная компания» в разных должностях, с 16.10.2007 года по 16.09.2009 года работал проходчиком 4 разряда с полным рабочим днем под землей в ЗАО «Южная горно-строительная компания», с 18.09.2009 по 08.09.2016 года работал в разных должностях в ЗАО «Южное горно-строительное Управление». 25.04.2016 года Пенсионным фондом Российской Федерации составлен протокол № 1107 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, согласно которого Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район истцу отказало в перерасчете страховой пенсии по старости в виду того, что работодатели с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года и с 01.04.2005 года по 31.12.2011 года не производили отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации. С решением комиссии истец не согласен и считает, что оно вынесено незаконно и необоснованно. Пенсионный фонд подготовил ответ, согласно которого указано, на основании статьи 11 Закона от 28.12.2013 года в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполняются на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Начисления и уплаты страховых взносов за период с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года, с 01.04.2005 года по 31.12.2011 года согласно выписке из лицевого счета истца не производилась. С данными выводами пенсионного фонда истец категорически не согласен. Считает, что данные периоды с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года, с 01.04.2005 года по 31.12.2011 должны быть включены в его трудовой стаж и, следовательно, в страховой стаж. В периоды с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года истец работал в ЗАО «Южная горно-строительная компания» в должности проходчик 4 разряда с полным рабочим днем под землей, что подтверждается записью в трудовой книжке, с 01.04.2005 года по 31.12.2011 года истец работал в ООО «Южная тоннелестроительная компания» в разных должностях, что также подтверждается записью в трудовой книжке. В данные периоды работы истец работал в статусе гражданина Украины. В связи с военными действиями на территории Украины, он был вынужден выехать с супругой на родину супруги в Тихорецкий район на постоянное место жительства. ДД.ММ.ГГГГ года истец получил статус вид на жительство на территории Российской Федерации. В том, что работодатель не производил за него отчисления страховых взносов не его вина. В 2016 году истец обращался в Тихорецкий городской суд с исковым заявлением о включении в страховой стаж периодов работы: с 01.01.2003 г. по 31.12.2004 г., с 01.04.2005 г. по 31.12.2001 г. По данному гражданскому делу была проведена государственная экспертиза условий труда о правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно которой в выводах в п.6 говорится о том, что в судебном заседании необходимо установить уплачивались ли работодателями (ЗАО «Южная горно-строительная компания», ООО «Южная тонеллестроительная компания, ЗАО «Управление строительства «Южная горно-строительная компания», ЗАО «Южно горно-строительное управление» страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Так как в судебном заседании была выяснено, что страховые взносы за данные периоды работодателем за истца не были перечислены, следовательно, ему необходимо обратиться в суд с исковым заявлением к ответчикам о начислении и оплате за него страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации. Считает, что ответчики обязаны произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской федерации за периоды его работы в их организациях. Просит обязать ответчика ООО «Южная горно-строительная компания» произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации за Тарасенко С.В. за период работы: с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года, с 16.10.2007 года по 16.09.2009 года. Обязать ответчика ЗАО «Южная тоннелестроительная компания» произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации за Тарасенко С.В. за период работы с 01.04.2005 года по 10.10.2007 года. Обязать ответчика ЗАО «Южное горно-строительное Управление» произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации за Тарасенко С.В. за период работы с 18.09.2009 года по 31.12.2011 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий района включить периоды работы с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года, с 01.04.2005 года по 31.12.2011 год в трудовой стаж работы и страховой стаж Тарасенко С.В. и произвести перерасчет пенсии Тарасенко С.В. с учетом периодов работы с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года, с 01.04.2005 года по 31.12.2011 год с учетом произведенных отчислений из ООО «Южно горно-строительная компания», ЗАО «Южно тоннелестроительная компания» и ЗАО «Южно горно-строительное Управление» с момента обращения в пенсионный фонд о перерасчете пенсии.

Ответчики ЗАО «Южная горно-строительная компания», ООО «Южная тоннелестроительная компания», ЗАО «Южное горно-строительное управление»в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От ООО «Южная тоннелестроительная компания» и ЗАО «Южная горно-строительная компания» повестки возвращены с отметкой «истек срок хранения». Согласно содержанию п. 3 Постановления Верховного Суда РФ, Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие. Учитывая изложенные положения, суд считает, что ответчик извещен о дате судебного заседания, поскольку судебные повестки на имя ответчиков направлялись неоднократно, однако ответчик уклонился от их получения. При этом, ответчик несет риск ответственности в случае неполучения почтовой корреспонденции по адресу своего места нахождения.

От представителя ЗАО «Южное горно-строительное управление» поступили возражения относительно заявленных требований, согласно которых считают, что требования истца об обязании ЗАО «Южное горно-строительное управление» произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации за Тарасенко С.В. за период работы с 18.09.2009 года по 31.12.2011 года не подлежат удовлетворению в связи со следующим. В соответствие с документом, подтверждающим личность истца (паспорт ЕХ , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ), Тарасенко С.В. является гражданином Украины. В спорный период: с 18.09.2009 г. по 31.12.2011 г. истец осуществлял трудовую деятельность в ЗАО «Южное горно-строительное управление, что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке истца. На момент возникновения вышеуказанных трудовых правоотношений государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 1 января 2012г.), статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 названного Закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 14 этого же Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г., предусматривалось, что застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, действовавшие в период работы истца в ЗАО «Южное горно-строительное управление» положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на законных; основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации с 25 июля 2002 года правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулировалось Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В статье 2 этого Закона указано, что: временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство. Исходя из изложенного выше, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с 18.09.2009г. по 31.12.2011г.) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации. Между тем истец в спорный период не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлся застрахованным лицом в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012г.), то у его работодателя не возникла обязанность уплачивать за него страховые взносы в период с 2002 по 2004 год. Данное обстоятельство подтверждается паспортом истца (ЕХ , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ), стр. 11, 12, в соответствие с которыми истцу разрешено временное проживание в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ года, истец зарегистрирован по месту жительства (Краснодарский край, ст. <адрес>, ул. <адрес>, ) с 18.03.2014 года, а также документом, удостоверяющим получение истцом вида на жительство (82 № ) с ДД.ММ.ГГГГ года. В последующем, поскольку истец продолжал работать в ЗАО «ЮГСУ» до 08.09.2016 года и приобрел статус иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, ЗАО «ЮГСУ» начало уплачивать за истца страховые взносы в установленном порядке. Учитывая вышеизложенное, считают требования истца об обязании ЗАО «Южное горно-строительное управление» произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации за Тарасенко С.В. за период работы с 18.09.2009 года по 31.12.2011 года не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствуют фактические и правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика УПФ РФ МО Тихорецкий район в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что гражданам, прибывшим из государств - бывших республик Союза ССР - участников международных договоров, во всех случаях производится новое назначение пенсии в соответствии с нормами российского законодательства. Правоотношения по поводу установления трудовых пенсий в настоящее время регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (далее Закон 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 года, при этом расчет размера пенсий на 31.12.2014 года осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период с 01.01.2002г по 31.12.2014 года (статья 36 Закона № 400- ФЗ). В связи с введением в действие Федерального закона № 173-Ф3 при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Закона № 173-Ф3 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года относится к числу международных договоров, регулирующих пенсионное обеспечение лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР. Названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Для определения права, а не для расчета размера трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной трудовой пенсии по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее закон 167-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа для определения права при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Следовательно, зачет периодов работы после 01.01.2002 года для определения права на пенсию - не повлияет на размер пенсии Тарасенко С.В., поскольку при расчете пенсии учитываются страховые взносы (а не стаж работы), уплаченные в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации. Данная позиция подтверждается и заключением государственной экспертизы условий труда № 41/ДА – суд от 22.08.2016г. Министерства труда и социального развития Краснодарского края п. 6 – «В рассматриваемые судом периоды Тарасенко С.В. являлся гражданином Украины. Для определения права на зачет рассматриваемых судом периодов работы Тарасенко С.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в судебном заседании необходимо установить уплачивались ли работодателями (ЗАО «Южная гоностроительная компания», ООО «Южная тоннелестроительная компания», ЗАО «Управление строительства «Южная горностроительная компания», ЗАО «Южное горно-строительное управление») страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации». В соответствии с Законом № 167–ФЗ в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ - застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору (п.1 ст.7), в редакции Федерального закона от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 02.12.2004 N 157-ФЗ - застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору (п.1 ст. 7), в редакции Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ, застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору (п.1 ст. 7), из чего следует, что работодатели в спорные периоды, обязаны были уплачивать страховые взносы за Тарасенко С.В. в Пенсионный фонд РФ. Согласно ч. 2 ст. 18 Закона 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия. Требование к УПФР произвести перерасчет пенсии Тарасенко С.В. со дня обращения за перерасчетом считаем неуместным, т.к. вины Управления в том, что работодателями не было своевременно исполнено свое обязательство по уплате страховых взносов нет. После уплаты страховых взносов работодателями с 1 августа текущего года будет произведен перерасчет пенсии по нормам Закона 400-ФЗ, а взыскание убытков, выразившихся в недополучении пенсии, целесообразно взыскать с работодателей, не исполнивших своевременно свои обязанности. С 25 июля 2002 года правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществления ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности устанавливался и регулировался Федеральным Законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в статье 2 которого указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временное проживающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство. При этом в ст. 2 указанного Федерального Закона выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий на территории Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции действовавшей до 01 января 2012 года) застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным Законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным Законом. Из изложенного следует, что обязанность уплачивать страховые взносы у организации-работодателя в оспариваемый период возникала только при наличии определенного статуса иностранного работника, а именно постоянного либо временного проживания на территории России. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ являлось критерием определения иностранного работника как застрахованного лица. Учитывая, что истец, являясь гражданином Украины, имел статус временно пребывающего на территории РФ, обязанность уплачивать страховые взносы у организации-работодателя отсутствовала. Кроме того, Федеральным законом от 03 декабря 2011 года № 379-Ф3, внесены изменения в ст. 7 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, согласно которой застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. В соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 03 декабря 2011 года № 379-Ф3 изменения вступили в законную силу с 01 января 2012 года и не распространяют своё действие на правоотношения, возникшие до их принятия. Таким образом, законодатель только с 01 января 2012 года определил, обязанность работодателя уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовому договору. В связи с изложенным, Управление ПФР считает правомерным, основанным на пенсионном законодательстве исключение из стража работы для начисления пенсии Тарасенко С.В. спорных периодов, так как за указанные периоды организации- работодатели не перечисляли страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. Программно - технический комплекс «Назначение и выплата пенсий» (далее ПТК «НВП»), при использовании которого производится назначение, перерасчет пенсий, не предусматривает возможность включения в стаж периодов работы после 2001 года без обязательной уплаты за такие периоды страховых взносов Пенсионный Фонд РФ. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7 и часть 1 статьи 39 Конституции РФ).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления социального обеспечения, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.

Основания и порядок назначения пенсии, реализация права на получение пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу с 01.01.2015. При этом расчет размера пенсии на 31.12.2014 осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшими в период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Гражданам, прибывшим из государств – бывших республик СССР – участников международных договоров, во всех случаях производится новое назначение пенсий в соответствии с нормами российского законодательства.

Периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа для определения права при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Частью 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей15 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Тарасенко С.В. на момент возникновения спорных правоотношений не являлся гражданином Российской Федерации, но является получателем страховой пенсии по старости на территории РФ с 01.08.2015 года.

Согласно аттестата № 366 Тарасенко С.В. являлся получателем пенсии по возрасту на территории республики Украина с 01.04.2015 года по Закону Украины. Пенсия выплачена по 31.07.2014 года. Начисление и выплата пенсии с 01.08.2014 года по 31.03.2015 года в ПФ не производились. Информацией о выплате пенсии с 01.08.2014 года на территории Украины не владеют.

21.04.2016 года Тарасенко С.В. обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение с заявлением о перерасчете размера пенсии и о включении в страховой стаж периодов работы: с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года в ЗАО «Южная горно-строительная компания» в должности проходчик 4 разряда с полным рабочим днем под землей, с 01.04.2005 года по 10.10.2007 года в ООО «Южная тоннелестроительная компания» в разных должностях, с 16.10.2007 года по 16.09.2009 года работал проходчиком 4 разряда с полным рабочим днем под землей в ЗАО «Южная горно-строительная компания», с 18.09.2009 по 31.12.2011 года работал в разных должностях в ЗАО «Южное горно-строительное Управление».

Решением №1107 от 25.04.2016 годакомиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по Тихорецкому району Тарасенко С.В. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости по причине отсутствия сведений об уплате страховых взносах, так как согласно действующему законодательству, периоды работы после 01.01.2002 года, для расчета пенсии учтены быть не могут, поскольку при расчете пенсии учитываются страховые взносы (а не стаж работы), уплаченные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Право на назначение трудовой пенсии по старости на основании статьи 7 Закона N 173-ФЗ предоставлено мужчинам, достигшим возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Согласно пункта 1 статьи 10 Закона N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с Законом N 27-ФЗ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1). В силу ст. 2 указанного Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Обязанность по уплате этих взносов за своих работников (застрахованных лиц) возлагается на работодателя (страхователя).

Статьей 7 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) предусмотрено, что застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Только с 01.01.2012 на основании Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределённый срок либо срочный трудовой договор. Обратной силы данное положение закона не имеет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что периоды с 01.01.2003 года по 31.12.2004 года в ЗАО «Южная горно-строительная компания», с 01.04.2005 года по 10.10.2007 года в ООО «Южная тоннелестроительная компания», с 16.10.2007 года по 16.09.2009 года в ЗАО «Южная горно-строительная компания», с 18.09.2009 по 31.12.2011 года в ЗАО «Южное горно-строительное Управление» не могут быть учтены при подсчёте страхового стажа, поскольку Тарасенко С.В. в указанный период имел статус иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ, и не обладал разрешением на временное проживание или видом на жительство, т.е. не являлся застрахованным лицом, соответственно, у его работодателя отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанный период времени.

Истец фактически просит расширить круг лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным и ставит вопрос об изменении действующей системы пенсионного обеспечения, что является прерогативой законодателя. Поскольку обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении Тарасенко С.В. возникла у работодателя с 01 января 2012 года, то требования истца об обязании ответчиков произвести уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в спорные периоды не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Только с ДД.ММ.ГГГГ года истец, получив вид на жительство, приобрел статус иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории РФ. Следовательно, невозможно установить факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации в спорные периоды, поскольку факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации в целях реализации его пенсионных прав подтверждается в законодательно определенном порядке, в названные спорные периоды истец не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации, в связи с чем, в удовлетворении требований о перерасчете пенсии надлежит отказать.

На основанииФедерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать Тарасенко С.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район, закрытому акционерному обществу «Южная горно-строительная компания», обществу с ограниченной ответственностью «Южная тоннелестроительная компания», закрытому акционерному обществу «Южное горно-строительное управление» о признании права на перерасчет размера страховой пенсии по старости

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись

Копия верна Г.В. Паластрова

2-228/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарасенко С.В.
Ответчики
Управление ПФР (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края
ООО "Южная тоннелестроительная компания"
ЗАО "Южное горно-строительное управление"
ЗАО "Южная горно-строительная компания"
Суд
Тихорецкий городской суд Краснодарского края
Дело на странице суда
tixoreck-gor.krd.sudrf.ru
26.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2017Передача материалов судье
30.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.02.2017Предварительное судебное заседание
02.03.2017Предварительное судебное заседание
15.03.2017Предварительное судебное заседание
22.03.2017Судебное заседание
22.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее