№ 2-94/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Учалы 08 февраля 2017 года
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Псянчина А.В.
при секретаре Зариповой А.Р.,
с участием представителя истца Валинуровой Г.Г.
ответчика Габдрахманова А.А.
третьего лица Габдрахмановой Э.К.
представителя ООО «Агрофирма «Байрамгул» Загидуллина С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя администрации МР Учалинский район РБ к Габдрахманову А.А. о возврате выделенной субсидии,
у с т а н о в и л:
Представитель истца обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что в соответствии с условиями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года" Габдрахманову А.А. предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <***> руб. При выдаче свидетельства между истцом, ответчиком и ООО «Агрофирма Байрамгул» заключено трехстороннее соглашение об обеспечении жильем участника программы, существенным условием которого являлось обязательство ответчика отработать у работодателя не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, а также право истца истребовать в судебном порядке предоставленную социальную выплату в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока. ДД.ММ.ГГГГ ответчик расторг по своей инициативе трудовой договор с ООО «Агрофирма Байрамгул», не исполнив взятое на себя обязательство, в связи с чем в адрес ответчика направлена претензия о расторжении договора субсидирования и возврате выделенной субсидии, однако денежные средства Габдрахмановым А.А. не возвращены.
Просит взыскать с Габдрахманова А.А. в пользу Администрации МР Учалинский район РБ сумму задолженности по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № в размере <***> руб.
В судебном заседании представитель истца требования подержала просила иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Габдрахманов А.А. требования не признал, поскольку полученная субсидия полностью использована по назначению, дом построен. Уволился по состоянию здоровью в связи с ишемической болезнью сердца. Через 5 месяцев вновь трудоустроен и работает по настоящее время. Просит в иске отказать.
Третье лицо Габдрахманова Э.К. заявленные требования также не признала, поскольку субсидия использована по назначению, получили субсидию как жители сельской местности, в настоящее время Габдрахманов А.А. трудоустроен.
Представитель ООО «Агрофирма «Байрамгул» с требованиями истца также не согласился, поскольку Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в программу внесены изменены, которыми основания заявленные в иске отменены. Габдрахманов А.А. на сегодняшний день трудоустроен в агропромышленном комплексе. Администрацией района заключенное в ДД.ММ.ГГГГ соглашение в соответствии с изменениями ДД.ММ.ГГГГ не приведено, дополнительное соглашение не подписано.
Представитель Министерства сельского хозяйства РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не представил.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 4,5 ст. 421 ГК РФ в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Габдрахманов А.А. работал в ООО «Агрофирма Байрамгул» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности скотника дойного гурта МТФ с. Уральск, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тракториста Уразовского отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщиком Уразовского отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщиком Уразовского отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем по ремонту СХМ ЦРМ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщиком Уразовского отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трактористом Службы растениеводства и механизации.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МР Учалинский район РБ, ООО «Агрофирма Байрамгул», как работодателем и Габдрахмановым А.А. заключен трехсторонний договор в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598 и утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно которому Габдрахманову А.А. предоставлена социальная выплата в виде свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <***> руб.
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 2071-р.
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Целью Программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 3 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 4 к Программе).
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно очередности.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (получатель социальной выплаты), вправе ее использовать: а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает; б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением N 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с пунктами 13 - 16 Типового положения.
На момент предоставления социальной выплаты Габдрахманов А.А. состоял в трудовых отношениях с ООО «Агрофирма Байрамгул», о чем свидетельствует представленная в материалы дела справка № от ДД.ММ.ГГГГ
Трехсторонним соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным с Габдрахмановым А.А., работодателем – ООО «Агрофирма Байрамгул» и Администрацией МР Учалинский район РБ, определено условие получения социальной выплаты - обязанность ответчика работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи Свидетельства (п. 3.3.8).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № на сумму <***> руб.
Согласно материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволен из ООО «Агрофирма Байрамгул» по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ (приказ об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу положений п.3.1.10 Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено правоадминистрации МР Учалинский район истребовать в судебном порядке от молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора (если член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со ст. 77 п.3 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст. 81 Трудового кодекса РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (специалиста) положения трудового законодательства.
При этом в п. 3.1.11 Соглашения указано на обязанность сохранить социальную выплату если молодая семья в срок не более 6 месяцев заключит трудовой договор с другим работодателем организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении молодой семьи срока, предусмотренного трехсторонним договором.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Однако постановлением Правительства РФ от 16.01.2015 N 17 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" внесены изменения. согласно которых в п. 45 указано, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Правила предоставления субсидии утвержденные Постановлением Правительства РБ утратили силу в связи с внесением изменений в указанную программу Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных документов следует, что Габдрахманов А.А. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ООО «Агрофирму Байрамгул» временно и с ДД.ММ.ГГГГ переведен на работу на неопределенный срок.
Таким образом обязанность Габдрахмановым А.А. по трудоустройству в течение 6 месяцев в соответствии с действующим нормативно-правовым актом исполнена, при этом администрацией МР Учалинский район заключенное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ в связи с произошедшими изменения в соответствие не приведено, дополнительное соглашение между сторонами не заключено.
Таким образом, поскольку Габдрахманов А.А. исполнил обязанность по трудоустройству в соответствии с действующими Постановлениями Правительства Российской Федерации и Республики Башкортостан, после увольнения трудоустроился в течении 6-ти месячного срока на предприятие агропромышленного комплекса, суд в связи с тем, что ранее действующие Правила утратили силу, а между сторонами заключенное соглашение не приведено в соответствии с действующим законодательством, находит исковые требования представителя истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований представителя администрации МР Учалинский район РБ к Габдрахманову А.А. о возврате выделенной субсидии – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Учалинский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий п/п А.В. Псянчин