Дело № 2-969/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2017 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Войтовича В.В.,
при секретаре Тяженкове С.О.,
с участием старшего помощника прокурора - Бейтельшпахер О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Воткинского межрайонного прокурора, действующего
в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет запрещенной,
установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать информацию о продаже документов об образовании в Удмуртской Республике, содержащуюся в сети Интернет на сайте http//diplom-igevsk.ru/ IP-адрес 5.45.78.134 запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой в рамках мониторинга Интернет-сайтов, содержащих запрещенную информацию, при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о противодействии коррупции, выявлен Интернет-ресурс: http//diplom-igevsk.ru/ IP-адрес 5.45.78.134, содержащий информацию о продаже документов об образовании в Удмуртской Республике. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения
на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства
об образовании, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Прокурор полагает,
что законодательством предусмотрен запрет на распространение информации
о возможности приобретения и использования документа об образовании
за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации
с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за которую предусмотрена ответственность. Доступ к сайту,
где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии
с законодательством Российской Федерации, по мнению прокурора района, должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. Обращаясь
с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, защиты прав и законных интересов других лиц, и охраняемых интересов общества и государства в целом.
В судебном заседании старший помощник прокурора -
Бейтельшпахер О.В. просила суд заявленное требование удовлетворить
по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснила о том,
что по настоящее время доступ к указанному выше сайту в сети Интернет неограничен, свободный, кому принадлежит данный сайт и IP адрес
не известно, поскольку на сайте http//diplom-igevsk.ru/ IP-адрес 5.45.78.134 такой информации не содержится.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора
по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился,
от представителя поступило ходатайство, в котором отражена просьба
о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления и указано о том, что не возражают против удовлетворения требования прокурора, поскольку
в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указанный выше сайт, не значится.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено
без участия неявившегося представителя Управления.
Выслушав старшего помощника прокурора, учитывая мнение представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по УР изложенное в ходатайстве, исследовав материалы гражданского дела, а также информацию, размещенную на сайте http//diplom-igevsk.ru/ IP-адрес 5.45.78.134 и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства
в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой в ходе надзорной деятельности за исполнением законодательства об образовании выявлен Интернет-ресурс на сайте http//diplom-igevsk.ru/ IP-адрес 5.45.78.134, на котором размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина.
В процессе изучения 16 мая 2017 года сайта http//diplom-igevsk.ru/ IP-адрес 5.45.78.134 с использованием сети Интернет судом установлено,
что информации о том кому он принадлежит сайт не содержит, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться
с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения
на передачу, копирование, распространение отсутствуют, на сайте указан номер телефона: №***.
Согласно докладной секретаря судебного заседания от 16 мая 2017 года
о звонке на данный номер телефона, судом установлено, что на телефонный звонок ответила девушка, Ф.И.О. сообщить отказалась, информацию
о том кому принадлежит данный сайт не сообщила.
Из ходатайства представителя заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике следует, что в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указанный выше сайт, не значится.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
Как указано в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований
к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
При этом в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное
не установлено данным Федеральным законом, документы об образовании
и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов
об образовании, документов об образовании и о квалификации
(за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры
или аспирантуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля
2014 года № 112 дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования: лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, - диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе - диплом бакалавра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы специалитета, - диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе - диплом специалиста); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы магистратуры, - диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе - диплом магистра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре, - диплом об окончании аспирантуры; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры.
В соответствии с п. 27 указанного Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации.
Согласно п.п. 23-24 указанного Порядка бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации
не допускается.
Аналогичные положения относительно учета и выдачи аттестатов
об основном общем и среднем общем образовании содержатся
в Порядке заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем
и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля
2014 года № 115.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну,
для распространения материалов, содержащих публичные призывы
к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их совокупности предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату
без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации
с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за которую предусмотрена уголовная, либо административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»‚ содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона
№ 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда
о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 названной статьи, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года
№ 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование
и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию
и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав,
в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том,
что они принимаются компетентными государственными органами
при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, как было установлено судом, доступ к сайту,
где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии
с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт,
поскольку распространение указанной информации противоречит целям
и задачам действующего законодательства.
Также установлено, что указанная информация создает предпосылки
для коррупционных проявлений, пропагандирует коррупцию.
Так, в соответствии с п.п. 11, 19 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря
2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.
Поступление на государственную и муниципальную службу
и заключение контракта со служащим в силу требований Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», неразрывно связано
с наличием у претендента соответствующего образования, подтверждаемого дипломом и иными документами об образовании.
Как было установлено в судебном заседании и нашло подтверждение
в материалах гражданского дела, распространение информации о продаже дипломов посредством сети Интернет фактически предоставляет возможность приобретения документа об образовании, который может использоваться
при поступлении на государственную или муниципальную службу
без прохождения обучения в образовательных учреждениях, либо научной организации по программам различных уровней образования, что противоречит указанным требованиям закона и основополагающим принципам противодействия коррупции.
Таким образом, суд считает требование прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Настоящее решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для включения сайта http//diplom-igevsk.ru/ IP-адрес 5.45.78.134
в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Воткинского межрайонного прокурора, действующего
в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет запрещенной, - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте http//diplom-igevsk.ru/ IP-адрес 5.45.78.134 запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Воткинский районный суд Удмуртской Республики со дня изготовления
его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судьей в совещательной комнате
16 мая 2017 года.
Судья В.В. Войтович