Дело № 2-445/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2017 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Насыровой Г.Р., при секретаре Ахтямовой Р.Р.,
с участием:
представителя истца Васильев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан (УПФ РФ в Уфимском районе РБ) к Валеевой И.И. о возмещении причиненного ущерба,
у с т а н о в и л:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республике Башкортостан (УПФ РФ в Уфимском районе РБ) обратилось в суд с иском к Валеевой И.И., в котором просит взыскать с ответчика излишне выплаченную пенсию по случаю потери кормильца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 218 рублей..
В обоснование требований ссылается на то, что Валеевой И.И. производилась выплата пенсии по случаю потери кормильца в связи с обучением по очной форме обучения в Башкирском государственном аграрном университете. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Валеева И.И. прекратила обучение на очной форме обучения. Вопреки требованиям закона, ответчик не сообщила в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты, что повлекло переплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Представитель истца Васильев Н.А. в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик, несмотря на то, что надлежащим образом извещена о дате и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела без участия ответчика Валеевой И.И.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.12.2011 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Аналогичное положение предусмотрено в ч. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Валеевой И.И. по её письменному заявлению назначена с ДД.ММ.ГГГГ пенсия по случаю потери кормильца до окончания обучения, как лицу, потерявшему одного или обоих родителей и не достигшему возраста 23 лет.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела Валеевой И.И., заявлением о выплате пенсии по случаю потери кормильца.
Как следует из заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ Валеева И.И. была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах, в соответствии с п. 4 ст. 23 и ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
Согласно приказу директора Башкирского государственного аграрного университета от ДД.ММ.ГГГГ № Валеева И.И. переведена из числа обучающихся на очной форме обучения в <данные изъяты>
Вместе с тем Валеева И.И. свою обязанность по извещению пенсионного органа о наступлении указанных обстоятельств не исполнил, в связи с чем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала пенсию по случаю потери кормильца и доплату к ней.
Размер излишне выплаченной пенсии Валеевой И.И. составил 38879,05 рублей, размер доплаты к пенсии 12338,95 рублей, общая сумма переплаты составила 51 218, 0 рублей.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что денежные средства, выплаченные ответчику после его отчисления из образовательного учреждения, подлежат возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации, так как обязанность по извещению пенсионного органа о прекращении обучения возлагалась на Валееву И.И., однако ответчик в нарушение закона эту обязанность не исполнил.
В этой связи обоснованное и законное требование истца УПФ РФ в Уфимском районе РБ о взыскании с ответчика Валеевой И.И. неосновательного обогащения подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1736,54 рубля.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан (УПФ РФ в Уфимском районе РБ) к Валеевой И.И. о возмещении причиненного ущерба удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Валеевой И.И. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан неосновательное обогащение в размере 51218,0 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1736,54 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Р.Насырова.