Дело № 2-2654/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Барнаул 26 июня 2017 г.
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
Судьи: Чепрасова О.А.
При секретаре: Шлотгауэр Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску П.А.Е. к Министерству Финансов РФ, МВД РФ, ГУВД АК о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
П.А.Е. обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ, УМВД России по АК о компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. содержался в ИВС .... по адресу: .....
В указанный период времени условия содержания не соответствовали требованиям Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ. В ИВС отсутствовали: индивидуальное спальное место, лимит наполняемости в камере ИВС не соответствовал требования санитарной площади в 4 кв.м. на каждого человека. Содержался в камере с плохим освещением, отсутствовало дневное освещение; пол бетонный, от которого исходил холод и сырость. Отсутствовала вентиляция; спальные принадлежности (матрац, подушка, одеяло, простынь, наволочка) не выдавались; средства гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щётка, зубная паста, бритвенные станки) не выдавались; не было горячей воды, не предоставлялась помывка в душе; прогулка продолжительностью 1 час не осуществлялась. Отсутствовали кровати, спали на деревянном настиле; канализация не имела санитарного пропускника, сливного бочка, от чего шел зловонный запах, санузел не имел приватной зоны; отсутствовали стол и лавочки, приходилось есть на деревянном настиле; дезинфекция и обработка камер не производилась; питание было 1 раз в день.
Все перечисленное привело к нравственным и физическим страданиям, что причинило истцу моральный вред, размер компенсации которого оценен им в 100 000 р.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены – МВД России, ГУ МВД России по АК.
В судебное заседание истец П.А.Е. не явился, извещен, отбывает наказание ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по АК.
Представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю – П.Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, полагала, что требования истца необоснованными, не соответствующими нормам права и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по АК, МВД РФ – З.Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку доказательств, подтверждающих, что истцу был причинен вред ненадлежащими условиями содержания, им не представлено.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Барнаулу – К.Е.В. в судебное заседание возражала против удовлетворения требований, полагала, что истцом не доказан факт наличия нравственных страданий, неправомерность действий ОВД, причинно-следственная связь между, якобы, неправомерными действиями органов внутренних дел и нравственными страданиями, размер вреда, отсутствует вина должностных лиц.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. ст. 21, 22, 23 Конституции РФ каждому гарантированы права и свободы человека и гражданина, а именно охрана достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ (далее – Закон № 103-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 7 Закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.
Согласно ст. 9 Закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В соответствии со ст. 13 Закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Согласно ст. 23 Закона №103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила), действовавшие в период, указанный истцом, в соответствии со статьей 16 названного Закона регламентировали порядок деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно раздела 3 Правил, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем; столовой посудой на время приема пищи. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них подозреваемых и обвиняемых выдаются: мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино); газеты; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы и другие используемые в быту колюще - режущие предметы выдаются подозреваемым и обвиняемым под контролем администрации ИВС.
Камеры ИВС оборудуются: столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора.
Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья.
Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в установленное время не реже двух раз в неделю.
Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу п.6.1 Правил, подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико - санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются настоящими Правилами пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки органа внутренних дел либо приобретенными через администрацию изолятора временного содержания в торговой сети, а также настольными играми; получать посылки, передачи; на вежливое обращение со стороны сотрудников ИВС.
Согласно п. 6.2 Правил, подозреваемые и обвиняемые обязаны: соблюдать порядок содержания в ИВС, установленный федеральным законом и настоящими Правилами; выполнять законные требования администрации ИВС; соблюдать требования гигиены и санитарии; проводить уборку камер и других помещений ИВС в порядке очередности.
В соответствии с п. 6.30 Правил, подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи, общим весом не более 30 кг в месяц.
В соответствии с ответом на запрос ИВС УМВД России по ...., установлено, что ИВС при ГУВД по АК в ДД.ММ.ГГГГ г. располагался в здании по адресу: .....
С 2005 года по настоящее время ИВС УМВД России по .... находится по адресу: .... «а». Предоставить информацию, подтверждающую или опровергающую содержание П.А.Е. в указанный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в ИВС при ГУВД ...., условия содержания, а также иные запрашиваемые сведения, не представляется возможным в связи с истечением срока хранения учетно-регистрационной документации за вышеуказанный период.
В обоснование представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому книги замечаний проверяющих, камерные журналы, санитарные журналы, книги учета лиц, содержащихся в ИВС, и другие документы уничтожены путем сжигания.
Действительно, в соответствии с Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 615 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения" срок хранения технических паспортов ИВС составляет 5 лет, санитарных журналов ИВС – 2 года, журналов учета вызовов арестованных на допросы и книг учета лиц, содержащихся в ИВС – 3 года.
Из ответа СИЗО № на запрос следует, что П.А.Е. прибыл в СИЗО -1, ДД.ММ.ГГГГ, периодически этапировался в ИВС ...., а также в Индустриальный народный суд. Подтверждено нахождение истца в ИВС ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, учитывая отсутствие иных ИВС ...., суд полагает установленным нахождение П.А.Е. в ИВС .... в указанные периоды. Период содержания, указанный истцом, представленными доказательствами не подтвержден.
Согласно представленной УМВД России по г. Барнаулу информации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. лимит мест в ИВС составлял 55, имелся санпропускник с дезкамерой, душевыми и открытыми кабинками, камер – 18, карцер – 1, унитазов и умывальников в камерах – 19.
Согласно акту комплексного обследования технической укрепленности от ДД.ММ.ГГГГ, в ИВС имеется прогулочный двор. При лимите наполняемости 55 человек полезная площадь на 1 человека равна 4 кв.м. Все камеры оборудованы санузлом, нарами, 8 камер оборудованы радиоточками, выдаются литература и периодическая печать из библиотеки. Освещение смешанное (естественное и искусственное). Вентиляция естественная, водоснабжение и канализация централизованные. Санитарное состояние камер удовлетворительное. Питание лиц, содержащихся в ИВС организовано через предприятие общепита УВД АК. Готовая пища поставляется из столовой УВД АК.
УМВД по г. Барнаулу в материалы дела представлен санитарный паспорт изолятора временного содержания по состоянию на 2005 год.
Согласно санитарному паспорту ИВС при ГУВД .... от ДД.ММ.ГГГГ наличие санитарных узлов для спецконтингента 22, имеется санпропускник, душевых сеток 2, имеется дезинфекционная камера
Наличие естественного освещения и естественной вентиляции в здании ИВС отражено в санитарном паспорте, как отражено и наличие окон в камерах, что предполагает и дневной свет. Искусственное освещение обеспечено электрической проводкой. Вентиляционным оборудованием камеры обеспечиваются по возможности (ст.23 Федерального закона №103-ФЗ), в связи, с чем отсутствие в ИВС принудительной вентиляции при наличии естественной не является нарушением.
Также подтверждено то, что наполняемость камеры соответствует нормативам, санитарное состояние камеры удовлетворительное, питание лиц трех разовое, все это свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца.
Вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края по гражданскому делу № по иску Я.О.В. к Министерству финансов РФ, ИВС УМВД России по .... о компенсации морального вреда, по иску К,А.Н, (№) к Министерству финансов РФ, УМВД по г. Барнаулу о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС ...., на основании выписки из технического паспорта на здание ИВС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по состоянию на 2000 отсутствуют сведения об оснащении каких-либо камер санитарными узлами в соответствии с требованиями приватности.
Поскольку данные технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год не содержат данных об обеспечении камер ИВС санитарными узлами в соответствии с требованиями приватности, у суда нет оснований полагать наличие соответствующего оборудования в ДД.ММ.ГГГГ г. г.
В соответствии с пунктом 12 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными (Приняты в .... ДД.ММ.ГГГГ) санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Европейский суд по правам человека во многих случаях отмечал, что в российских ИВС унитаз находится в углу камеры и либо вообще не отделен от жилой зоны, либо имеет одну перегородку приблизительно от 1 м до 1,5 м высотой. Такое тесное соседство было не только неприемлемо с санитарно-гигиенической точки зрения, но и лишало заключенных, пользующихся туалетом, какого-либо уединения, поскольку они вынуждены находиться на виду у сокамерников, сидевших на кроватях, и надзирателей, наблюдавших в дверной глазок (постановление по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ).
Европейский суд по правам человека признал нарушением статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод факт проживания лиц в условиях, когда они вынуждены есть, спать, пользоваться туалетом в одной комнате со многими другими заключенными. По мнению Европейского суда, этих обстоятельств достаточно, чтобы причинить страдания и лишения такого характера, которые бы превышали неизбежный уровень страданий, присущих лишению свободы, и вызывали у лица ощущение страха, страданий и неполноценности, способных оскорбить и унизить его (постановления по делам «Мамедова против России» от ДД.ММ.ГГГГ, «Калашников против России» от ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом вышеприведенных норм международного права, а также положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ оборудование камер санитарным узлом без соблюдения требований приватности не может свидетельствовать о соблюдении государством принципа уважения человеческого достоинства.
В остальной части суд полагает, что доводы истца о нарушении его прав не доказаны. Обращение за судебной защитой П.А.Е. последовало по истечении 20 лет после указанных событий. В связи с этим суд лишен возможности установить конкретные условия содержания истца.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ч. 2 ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
С учетом характера выявленных нарушений, отдаленности спорного периода пребывания в ИВС, короткого периода содержания, личности истца, отбывающего наказание в местах лишения свободы, требований разумности и справедливости суд полагает возможным взыскать в пользу истца компенсации морального вреда в размере 500 руб.
Определяя надлежащего ответчика, суд исходит из следующего.
Согласно положениям части 3 статьи 33 Федерального закона от -7.02.2011№-ФЗ вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с указанным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, в том числе должностных лиц органов внутренних дел, интересы Российской Федерации представляют главные распорядители средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Согласно подпункту 63 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных положений, обязанность по возмещению вреда, причиненного истцу, должна быть возложена на главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, то есть на МВД России.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с Министерства внутренних дел РФ за счет казны РФ в пользу П.А.Е. компенсации морального вреда 500 р.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке.
Судья Чепрасов О.А.