Дело № 2-1304/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации13 апреля 2017 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Комиссарова Е.А.
при секретаре Ковригиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайлова ЮВ к ООО «УК Жилстрой-2» о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Михайлов Ю.В. обратился в суд с выше указанным иском, обосновав тем, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: 1,многоквартирный дом, в котором он проживает, находится под управлением управляющей организации ООО «УК Жилстрой-2», с которой у собственников заключен Договор управления от <дата>, задолженностей по их оплате не имеет. Деятельность управляющей организации осуществляется на основе договора управления, в котором отражаются её обязанности в сфере ЖКХ перед собственниками жилья, в частности, по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию совместного имущества в многоквартирном доме. Спектр обязанностей, вытекающих из условий договора, достаточно широк. Являясь исполнителем коммунальных услуг, в обязанности управляющей организации входит и обеспечение надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета расхода энергоресурса (ОПУ), в частности, электроэнергии. В многоквартирном доме № по адресу 1 установлены два коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии (далее ОПУ): «Нейрон» № (щитовая 2-го подъезда), <дата> года выпуска, «Нейрон» № (щитовая 3-го подъезда), <дата> года выпуска. Из письма ПАО «Костромская сбытовая компания» (ПАО «КСК») от <дата> № в адрес бывшего председателя Совета дома И усматривается, что с декабря 2015 года плата за электроэнергию начисляется не по показаниям ОПУ. ПАО «КСК» сообщило, что установленные в доме ОПУ признаны непригодными к коммерческим расчетам, в связи с чем начисление платы за коммунальную услугу «электроэнергия на общедомовые нужды (ОДН)» производится по нормативу. Не выполнение управляющей организацией своей обязанности по надлежащей эксплуатации ОПУ приводит к неоправданным затратам собственников в части оплаты электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (ОДН), увеличению нормативов потребления электроэнергии на величину повышающего коэффициента (при затягивании ремонтных работ свыше 3 месяцев). Таким образом, нарушается его право на оплату коммунальной услуги «электроснабжение на ОДН» по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, право на информацию, страдают его законные интересы, связанные с поддержанием общего имущества дома (элементов общего имущества) в надлежащем состоянии. С <дата> в случае отсутствия, в частности, коллективных (общедомовых) приборов учета нормативы потребления коммунальных услуг будут определяться с учетом повышающего коэффициента (постановления Правительства РФ от <дата> № и от <дата> №, письма Минстроя РФ от <дата> №-ач/04 и от <дата> № лг/04 ). Управляющая организация неоднократно пренебрегала своими обязанностями по своевременному устранению неисправностей на инженерных системах дома в части восстановления работоспособности приборов учета. Из письма управляющей организации от <дата> № следует, что дом включен в договор энергоснабжения, заключенный между управляющей организацией и ОАО «КСК». С декабря 2015 года и по настоящее время коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии, установленные в доме, неисправны, не поверены, не допущены к эксплуатации, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении управляющей организацией своих обязанностей в рассматриваемой части. Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена презумция причинения морального вреда потребителю вследствие нарушения его прав, в связи с чем потребитель освобождается от необходимости доказывания в суде факта своих
физических и нравственных страданий. В силу этой же статьи, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем на основании договора с ним, его прав, предусмотренных Федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии его вины (п.25 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> №). Отсутствие доказательств причинения потребителю морального вреда в заявленном им размере не является основанием для отказа в удовлетворении требований о его компенсации. В соответствии с ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требования потребителя, установленных законом, суд взыскиваете исполнителя (уполномоченной организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В п.46 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> № разъяснено, что, при
удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав,
установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» (ЗПП), которые не были
удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Истец просит признать бездействие управляющей организации ООО «УК Жилстрой-2» в части не принятия мер по восстановлению работоспособности коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома № по адресу 1 незаконными, обязать управляющую организацию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять все необходимые меры с целью восстановления работоспособности коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, ввести в эксплуатацию и осуществлять расчеты за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды по его показаниям. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме ... руб. и штраф.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, просит дополнить требования следующим пунктом: признать бездействие управляющей организации ООО «УК Жилстрой-2» в части не предоставления информации о состоянии коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, кроме того просит заменить п. 2 требований на требование «Обязать управляющую организацию ООО «УК «Жилстрой-2» в течение 1 месяца со дня вступления судебного акта в силу, принять все необходимые меры для восстановления работоспособности коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, установленных в доме № по адресу 1, ввести их в эксплуатацию».
Определением суда от <дата> принят отказ Михайлова Ю.В. от части требований об обязании ответчика провести все необходимые действия по вводу ОДПУ в эксплуатацию и признании бездействия по не предоставлению информации незаконным, производство по делу в данной части прекращено.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ПАО «МРСК Центра»-Костромаэнерго».
В судебном заседании истец Михайлов Ю.В. исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, причиненного бездействием ответчика по спорным вопросам поддержал.
Представитель ответчика по доверенности исковые требования в части компенсации морального вреда признал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п.п. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
П. 4 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п.п. «к» п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: 1 с <дата> находится в управлении управляющей компании ООО УК «Жилстрой-2», в доме установлено два коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, которые входят в состав общего имущества в МКД № по адресу 1.
Согласно письма ПАО «Костромская сбытовая компания» от <дата> с декабря 2015 г., в связи с истечением межпроверочного интервала метрологической государственной проверки измерительных трансформаторов тока, плата за потребленную электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, производится согласно п. 48 ПП РФ от <дата> №.
Из материалов дела следует, что согласно договора управления МКД в перечень работ, осуществляемых управляющей компанией, по текущему ремонту общего имущества в МКД входит установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств.
В адрес ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» и ПАО «Костромская сбытовая компания» ООО «Управляющая компания «Жилстрой-2» направило письмо с просьбой произвести повторный допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии.
<дата> ПАО«МРСК Центра»-Костромаэнерго» произведена проверка по результатам которой ОДПУ в многоквартирном жилом доме по адресу: 1, признан пригодным для осуществления расчетов за потребленную электрическую энергию.
Бездействие управляющей компании по обслуживанию измерительных трансформаторов тока привело к нарушению положения пункта 1.2.2 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N 6» и к изменению режима оплаты электроэнергии на общедомовые нужды собственникам жилых помещений многоквартирного дома, что безусловно свидетельствует о нарушении прав истца как собственника жилого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2.11.9. Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2003 N 4145) поверка расчетных средств учета электрической энергии и образцовых средств измерений проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами, а также после ремонта указанных средств. 2.11.10. Сроки поверки встроенных в энергооборудование средств электрических измерений (трансформаторов тока и напряжения, шунтов, электропреобразователей и т.п.) должны соответствовать межремонтным интервалам работы оборудования, на котором они установлены. В объемы ремонтов оборудования должны быть включены демонтаж, поверка и установка этих средств измерений. 2.11.11. На средства измерений и учета электрической энергии составляются паспорта (или журналы), в которых делаются отметки обо всех ремонтах, калибровках и поверках. Периодичность и объем поверки расчетных счетчиков должны соответствовать требованиям действующих нормативно-технических документов. Положительные результаты поверки счетчика удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.
Факт нарушения прав собственников помещений многоквартирного дома длительным бездействием управляющей организации подтверждается материалами дела.
По мнению суда не выполнение управляющей организацией работ по текущему ремонту общего имущества в МКД не может свидетельствовать о надлежащем содержании общедомового имущества управляющей компанией, в связи с чем в исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правоотношения, возникшие между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией, регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 15 Закона предусматривает возмещение морального вреда, п. 6 ст. 13 Закона предусматривает взыскание штрафа с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
С учетом принципа разумности и справедливости суд считает заявленные исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению в сумме ... рублей.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, с ООО «Управляющая компания «Жилстрой-2» в пользу Михайлова Ю.В. подлежит взысканию штраф в размере ... рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, исчисленная на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в сумме ... рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Михайлова ЮВ удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Управляющая компания «Жилстрой-2» по ненадлежащему содержанию общедомового имущества, выразившегося в непринятии мер по обслуживанию общедомового прибора учета незаконным.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилстрой-2» в пользу Михайлова ЮВ компенсацию морального вреда в размере ... рублей, штраф в размере ... рублей.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилстрой-2» в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья