Решение по делу № 2-1221/2019 от 13.12.2018

дело <номер обезличен>

УИД 26RS0<номер обезличен>-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2019 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Косолаповой А.С.,

при секретаре Гайворонской А.П.,

с участием:

прокурора Волкова С.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес обезличен>, действующего в интересах Дзыгиной М. А., к министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

заместитель прокурора <адрес обезличен>, действующий в интересах Дзыгиной М.А. обратился в суд с иском к министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в котором просит обязать министерство имущественных отношений <адрес обезличен> предоставить Дзыгиной М. А., <дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в прокуратуру <адрес обезличен> обратилась Дзыгина М.А. с заявлением о том, что ей не предоставляется специализированное жилое помещение. Проверкой установлено, что Дзыгина М.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дзыгина М.А. обратилась в министерство имущественных отношений <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договору найма специализированных жилых помещений.

Согласно уведомлению от <дата обезличена> Дзыгина М.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений, следующих из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.

<дата обезличена> Дзыгиной М.А. в министерство имущественных отношений <адрес обезличен>» направлено заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако, жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес обезличен> Волков С.А., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.

Дзыгина М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом и в срок. Представитель министерства имущественных отношений <адрес обезличен> ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

В представленных в суд письменных возражениях представитель министерства имущественных отношений <адрес обезличен> указал, что согласно информации, предоставленной министерством образования <адрес обезличен>, Дзыгина М.А. включена в список в установленном порядке.

<дата обезличена> Дзыгина М.А. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>. В журнале учета заявление зарегистрировано под номером 3704.

Фактически, в данном случае права Дзыгиной М.А. министерством нарушены не были, поскольку министерство не отказывало ей в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Тем самым, исковые требования об обеспечении Дзыгиной М.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договору найма специализированного жилого помещения с нарушением установленного законом порядка предоставления жилого помещения являются необоснованными и противоречат нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав помощника прокурора <адрес обезличен>, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 названной статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 названной статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 названной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Аналогичные положения содержит ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 № 240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.

Согласно Закону Ставропольского края № 6-кз от 06.02.2015 «О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья детям - сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений - Министерство имущественных отношений Ставропольского края.

В судебном заседании установлено, что иск прокурора заявлен в интересах Дзыгиной (Цепелевой) М. А., <дата обезличена> года рождения.

В прокуратуру <адрес обезличен> обратилась Дзыгина М.А., <дата обезличена> года рождения, с заявлением о том, что ей не предоставляется специализированное жилое помещение (л.д. 34). Дзыгина (до заключения брака ц. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Дзыгиной М.А.Кузнецова Е.В. заочным решением Красногвардейского районного суда от <дата обезличена> лишена родительских прав в отношении своей дочери Цепелевой (в настоящее время Дзыгиной) М.А. (л.д. 15-17). Отец Дзыгиной М.А.Цепелев А.А. решением Красногвардейского районного суда от <дата обезличена> лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней Цепелевой (в настоящее время Дзыгиной) М.А. (л.д. 18-20). <дата обезличена> Цепелева (Дзыгина) М.А. передана на попечение бабушки Ворновской Н.И., а затем <дата обезличена> – на попечение своей тети Козловой А.И. (л.д. 13-14).

Дзыгина М.А. обратилась в министерство имущественных отношений <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договору найма специализированных жилых помещений.

Судом установлено, что согласно уведомленю от <дата обезличена> <номер обезличен>-пр Цепелева (Дзыгина) М.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений, следующих из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.

Руководствуясь вышеприведенными нормами и установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд считает обоснованным требование прокурора о возложении на ответчика – министерство имущественных отношений СК обязанности предоставить Дзыгиной М.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного закона, ни ЖК РФ не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список. В связи с чем, суд считает, что жилое помещение Дзыгиной М.А. должно быть предоставлено с момента возникновения у нее такого права.

Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Закона СК «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа <адрес обезличен>.

По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

В соответствии со статьей 50 ЖК Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

В силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, т.е. не предусматривает предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Включение Дзыгиной М.А. в список лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, по смыслу закона не означает наличие очередности. Исходя из содержания п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, предоставление жилых помещений по договорам найма указанной категории лиц не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, времени постановки на учет, соблюдение порядка очередности. Жилые помещений предоставляются лицам, указанных в абзаце 1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, что само по себе является достаточным основанием для возникновения у указанной категории лиц данного права.

Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора <адрес обезличен>, действующего в интересах Дзыгиной М. А., к министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.

Обязать министерство имущественных отношений <адрес обезличен> предоставить Дзыгиной М. А., <дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Косолапова

2-1221/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Петровского района СК в защиту прав, свобод и законных интересов Дзыгиной (Цепелевой) Марии Алексеевны
Дзыгина Мария Алексеевна
Ответчики
Министерство имущественных отношений СК
Другие
Администрация Петровского городского округа, выполняющая функции органа опеки и попечительства
Министерство образования и молодежной политики СК
Орган опеки и попечительства администрации Петровского городского округа СК
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Дело на сайте суда
lenynsky.stv.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.03.2020Предварительное судебное заседание
19.03.2020Предварительное судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
04.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее