Дело № 2-4839/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Платто Н.В.,
при секретаре Коюшевой О.М.,
с участием прокурора Белякова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
23 мая 2017 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Сыктывкарский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: ... для последующего включения указанной страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Республике Коми в судебное заседание не явился, в письменном заявлении поддержал требования прокурора и просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав объяснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с п.1 ст.10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.15 Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность /п.6 ст.10 Закона/.
Из представленных суду материалов усматривается, что в ходе мониторинга сети «Интернет» Сыктывкарской транспортной прокуратурой выявлен сайт ... содержащий материалы, противоречащие действующему законодательству, поскольку в них изложена информация, содержащая материал «Без пересадок: как путешествовать на товарняках», в котором изложена информация о незаконных способах и формах проезда на поездах, угрожающих здоровью и жизни людей. Данные материалы ставят основной задачей привлечение людей, в том числе несовершеннолетних граждан к движению и объединению с группой людей, называющей себя «зацеперами», «трейнхопперами», а также осуществление действий, опасных для жизни человека.
При этом трейнхоппинг, трейнхоп – способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны; включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо боковых или торцевых сторон вагонов или подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Данная информация пропагандирует деятельность «трейнхопперов», в ней представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения снаружи пассажирских вагонов. Автор материала представляет опасные для жизни действия как вид спорта, вызывая у читателей ложное чувство интереса к вышеописанным действиям.
Из анализа информации, представленной на указанном Интернет-сайте, следует, что совершение таких проступков приветствуется, и всячески провоцируется их совершение посредством предоставления информации, а также размещения различного рода комментариев, советов, побуждающих к совершению правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.11.17 КоАП РФ за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте предусмотрена административная ответственность.
В силу ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, самоубийству, а также информация, оправдывающая противоправное поведение.
Пунктом 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2007 г. №18, установлен запрет на совершение следующих действий – подходить к вагонам до полной остановки поезда, осуществлять посадку и (или) высадку во время движения, стоять на подножках и переходных площадках, проезжать в местах, не приспособленных для проезда, подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами, подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.
Из вышесказанного следует, что действующим законодательством установлен запрет на распространение информации, побуждающей граждан к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, при использовании железнодорожного транспорта.
Таким образом, на указанной странице сайта в сети Интернет содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с положениями ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено /ч.2 ст.15.1 Закона/. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено /п.2 ч.5 ст.15.1/.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.п.2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. №1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что информация, размещенная по указанному сетевому адресу, фактически содержит информацию, побуждающую граждан к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, при использовании железнодорожного транспорта, за что предусмотрена административная ответственность, суд находит подлежащими удовлетворению требования Сыктывкарской транспортной прокуратуры о признании данной информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Сыктывкарского транспортного прокурора.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу ..., и содержащую информацию о катании на товарных поездах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию настоящего решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения страницы сайта ..., содержащей информацию о катании на товарных поездах, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Платто