2-2044-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2017 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе
председательствующего судьи Сутягиной Т.Н.
при секретаре Дмитриеве Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чиркова ФИО9, Чирковой ФИО10 к Грязневу ФИО11 о взыскании компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
Истцы Чирков Д.А., Чиркова А.Д. обратились в суд с иском к Грязневу В.М. о взыскании компенсации морального вреда по 50 000 руб. в пользу каждого. Свои требования мотивировали тем, что проживают в квартире по адресу: г.Ижевск ул....-29, с декабря 2014 года. В квартире №33 проживает ответчик. Ввиду нарушения ответчиком тишины в ночное время суток, не соблюдения правил пользования общим имуществом МКД, истцам причинен моральный вред, поскольку они не могут полноценно отдыхать, испытывают нравственные страдания, вынуждены обращаться к врачу. Ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение тишины и покоя.
Истец Чирков Д.А., его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Ответчик Грязнев В.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что действительно проживает с истцами в одном «стояке», допускает нарушение тишины, привлекался к административной ответственности.
ФИО13 пояснила, что сосед устраивает скандалы, всё это мешает ей заниматься, делать уроки. По ночам сосед шумит, она не может уснуть, после чего на следующий день болит голова. Всё это продолжается часто и длительное время.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО12 суду показала, что является соседкой истцов и ответчика, живет в квартире 34, часто в квартире Грязнева веселые шумные вечера, громко включен телевизор, сам он громко кричит, выкидывает вещи на площадку, и все это происходит в ночное время.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО14 суду показала, что является соседкой истцов и ответчика, ответчик постоянно устраивает в квартире шум, пьяные разборки, всё это слышно в их квартирах. А вообще её очень беспокоит предмет социальной опасности, так нельзя себя вести. Каждый выходной и все праздники у него шум.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, показания свидетелей, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Как установлено при рассмотрении дела истцы Чирков Д.А. и Чиркова А.Д. зарегистрированы и проживают по адресу: г.Ижевск ул.....
В квартире №33 проживает ответчик.
Заявляя настоящий иск, истцы указали, что ответчик доставляет им нравственные и физические страдания из-за постоянного шума в ночное время.
Согласно п. 1 - 3 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
В соответствии с нормами п. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Правил пользования жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 25 от 21 января 2006 года, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственника жилого помещения поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из указанных норм права следует, что осуществляемое гражданином пользование жилым помещением не должно нарушать прав и законных интересов других граждан, в частности соседей. Граждане, находясь в своем жилище, вправе пользоваться тишиной и покоем, как в ночное, так и в дневное время, при этом перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан, не является исчерпывающим.
Доводы истцов, что ответчик нарушает тишину и покой нашли подтверждение при рассмотрении дела, самим ответчиком не оспаривались.
Право граждан на тишину и покой гарантируется действующим законодательством и подлежит защите предусмотренными законом способами, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.5 Закона УР "Об административной ответственности за отдельные виды административных правонарушений" от 13.10.2011 №57-РЗ, К действиям, нарушающим тишину и покой граждан, относятся громкая речь, крики, свист, пение, использование звуковоспроизводящих устройств, неотключение неоднократно срабатывающей автосигнализации, использование громкоговорящих устройств на повышенной громкости, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли, выполнение ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, использование пиротехнических средств (петард, ракетниц и других), за исключением использования пиротехнических средств для организации органами государственной власти и органами местного самоуправления культурно-массовых мероприятий, иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшими нарушение тишины и покоя граждан. Ночное время - период времени с 23 часов до 7 часов.
Нарушение покоя граждан и тишины в Удмуртской Республике влечет административную ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в результате проверок, проведенных по неоднократным обращениям истца, обстоятельства, изложенные в обращениях истца, подтвердились, к ответчикам применены меры административного характера за нарушение тишины и покоя граждан.
Так, за период с 2014 года по май 2017 года в отношении Грязнева В.М. административной комиссией Индустриального района г.Ижевска возбуждены дела об административных правонарушениях по фактам нарушения тишины и покоя граждан в ночное время. Грязнев В.М. неоднократно привлекался к ответственности по ст. 5 Закона УР "Об административной ответственности за отдельные виды административных правонарушений".
В качестве доказательств заявленных требований судом по ходатайству истца Чиркова Д.А. были допрошены свидетели ФИО15 которые также подтвердили обстоятельства, на которых истцы основывают свои требования.
Таким образом, истцами представлены доказательства систематического нарушения ответчиком в ходе использования жилого помещения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, а также жилищных прав истцов.
В такой ситуации суд пришел к выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда истцам в силу ст. 151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными 59 главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.
Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Пунктом 2 вышеназванного Постановления определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Анализ приведенных положений закона указывает на то, что обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются противоправные действия причинителя вреда, наличие причинной связи между его действиями и вредными последствиями и вина причинителя в наступлении вредных последствий.
Истцами представлены доказательства, подтверждающие, что ответчик Грязнев В.М. совершал противоправные действия, выразившиеся в нарушении тишины и покоя истцов в ночное время, повлекшие причинение им нравственных страданий, а именно: постановления административной комиссии Индустриального района г.Ижевска о привлечении к административной ответственности за нарушение тишины и покоя, показания свидетелей.
Между тем, судом не принимается в качестве доказательства причинения морального вреда истцу Чирковой А.Д. копия медицинской карты амбулаторного больного, выписка из медицинской карты амбулаторного больного Чирковой А.Д., поскольку из указанных документов не следует, что за медицинской помощью Чиркова А.Д. обращалась в связи с жалобами на шумное поведение соседей.
С учетом необходимости соблюдения принципа разумности и справедливости при решении данного вопроса, индивидуальных особенностей истцов, учитывая реакцию человека на то или иное действие, возраст, характер, материальное положение, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований о возмещении морального вреда и определяет ко взысканию с ответчика в пользу истца Чиркова Д.А. 5000 руб., в пользу истца Чирковой А.Д. – 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Грязнева ФИО16 в пользу Чиркова ФИО17 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Взыскать с Грязнева ФИО18 в пользу Чирковой ФИО19 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. путём перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый в банке.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца после изготовления мотивированного решения, через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено судьей 16 октября 2017 года.
Судья Сутягина Т.Н.