Решение по делу № 2а-47/2017 (2а-522/2016;) от 19.12.2016

Дело № 2а-47/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Мордово 25 января 2017 года.

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,

при секретаре судебного заседания Воронина Е.К.,

с участием заместителя прокурора Мордовского района Тамбовской области Костик А.А.,

представителя административного истца Худяков Р.И. - Коновальцев А.С.,

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области Шеина Н.В.,

представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 Басов А.И.,

представителя административных ответчиков Плужников А.В.,

представителя избирательной комиссии Тамбовской области Черкасов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Худяков Р.И. к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей,

У С Т А Н О В И Л:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина».

Худяков Р.И., зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317, оформленного протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей.

В обоснование заявленных требований административный истец Худяков Р.И. указал в административном исковом заявлении, что 18 сентября 2016г. в единый день голосования состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, но участковой избирательной комиссией избирательного участка № 317 при подсчете голосов были допущены существенные нарушения действующего законодательства о выборах, которые повлияли на определение результатов выборов. Процедура подсчета неиспользованных бюллетеней участковой избирательной комиссией избирательного участка № 317 была нарушена. Полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился. Осуществленный подсчет неиспользованных бюллетеней пачками, сформированными накануне выборов, либо путем загибания их уголков, противоречил основополагающему принципу подсчета голосов избирателей и фактически лишил других членов избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц возможности убедиться в достоверности действий, производимых с неиспользованными бюллетенями. Рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов) бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.

По мнению административного истца, указанные нарушения подсчета бюллетеней по смыслу закона не допускаются и являются существенными. При таких обстоятельствах выявить действительную волю избирателей невозможно. Протокол и соответствующее решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 об итогах голосования подлежат отмене. Суд, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

По мнению административного истца, указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Следствием нарушений стало неправильные итоги голосования на указанном избирательном участке. Просит суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.

Представитель административного истца по доверенности в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГг., бланк <данные изъяты>, Коновальцев А.С. требования административного истца Худяков Р.И. в судебном заседании поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317, оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии (УИК) об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей. Представитель административного истца Коновальцев А.С. просил суд учесть, что допрошенная в судебном заседании по данному делу свидетель Свидетель №1 была секретарем УИК избирательного участка № 317, свидетель Свидетель №2 была членом УИК с правом решающего голоса, поэтому указанные свидетели являются заинтересованными лицами. Коновальцев А.С. просил суд учесть, что показания свидетеля со стороны административного истца ФИО1 тоже последовательны, что ФИО1 следил за подсчетом голосов избирателей и помнит, что подсчет бюллетеней в отношении каждого кандидата осуществлялся путем загибания уголков бюллетеней, что считал именно тот член комиссии, который был распределен за конкретным кандидатом, часть обстоятельств ФИО1 не запомнил, так как сортировка бюллетеней осуществлялась быстро. Отсутствие жалоб в день голосования не означает, что подсчет бюллетеней произведен правильно.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии (УИК) избирательного участка № 317 председатель УИК избирательного участка № 317 Басов А.И. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней, собранных со стола у членов УИК с правом решающего голоса, и тех, что достали из сейфа, производился полистно путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую. Считал их один человек – секретарь УИК. Она брала бюллетень и перекладывала его из одной части пачки в другую, считая вслух. Никакого подсчета неиспользованных бюллетеней пачками не было. Полистной подсчет неиспользованных бюллетеней проводился в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, проводился одним человеком. При этом все присутствующие хорошо видели, что это бюллетени, в которых нет отметок о голосовании, и слышали как осуществляется их подсчет. Секретарь огласила результат подсчета неиспользованных бюллетеней, записала результат в увеличенную форму протокола и в протокол. Он спросил у всех присутствующих, есть ли у кого замечания по поводу подсчета неиспользованных бюллетеней. Замечаний, жалоб ни у кого не было. После этого неиспользованные бюллетени погасили, отрезав левый нижний угол. Затем вскрыли переносные ящики, потом стационарные урны для голосования, рассортировали бюллетени на 4 вида. Затем заместитель председателя УИК взяла стопку бюллетеней по выборам депутатов в Государственную Думу и стала их раскладывать. У них за каждым членом комиссии был закреплен кандидат. Она брала из этой стопки бюллетень, оглашала кандидата, называя его фамилию, показывала всем присутствующим за какого кандидата стоит отметка в бюллетене, и откладывала бюллетень тому члену комиссии, который был закреплен за этим кандидатом. Всем наблюдателям, членам УИК и членам комиссии с правом совещательного голоса было хорошо видно и слышно, за какого именно кандидата стоит отметка в бюллетене. После того, как все бюллетени были разложены по фамилиям кандидатов, приступили к подсчету голосов за каждого кандидата. Заместитель председателя УИК взяла стопку бюллетеней за одного конкретного кандидата, назвала его фамилию, и, перекладывая бюллетени из одной части пачки в другую по одному, показывая бюллетень присутствующим, говорила: 1, 2, 3 и так до последнего бюллетеня. Озвучила итоговое количество голосов, отданных за этого конкретного кандидата в депутаты, секретарь УИК записала результат в увеличенную форму протокола и в протокол. После этого она взяла следующую стопку бюллетеней за следующего кандидата и посчитала её точно также. Никакого подсчета бюллетеней одновременно всеми членами УИК не было. Сведения в протокол и в увеличенную форму протокола вносились поочередно, после подсчета голосов за конкретного кандидата. После того как все сведения были внесены в протокол и в увеличенную форму протокола, которая висела на стене, после того, как все бюллетени были посчитаны, и все присутствующие могли убедиться в действиях УИК, они осуществили контрольный подсчет, так сказать «для себя», чтобы быть уверенными, что всё посчитали правильно. Этот контрольный чисто арифметический подсчет «для себя» они действительно осуществили быстро, путем загибания уголков бюллетеней. Всё сошлось. На избирательном участке весь день осуществлялась видеосъемка, при подсчете голосов тоже велась видеосъемка. От какой партии или от какого кандидата велась видеосъемка, он сказать не может. После того, как закончили подсчет голосов, все желающие получили копию протокола об итогах голосования. В день проведения выборов жалоб и заявлений о нарушениях избирательных прав от избирателей и наблюдателей, и в том числе от наблюдателей и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса от партии «Родина» не поступало.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области председатель территориальной избирательной комиссии Шеина Н.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней и подсчет проголосовавших бюллетеней на избирательном участке № 317 производился полистно, поочередно, в соответствии с требованиями закона, в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц, все действия УИК были законны и видны всем присутствующим. Никаких жалоб ни от кого из присутствующих, и в том числе представителей партии «Родина» и Худяков Р.И., в день проведения выборов не поступало. Никаких обращений на нарушение избирательных прав не было. Показания свидетеля ФИО1 разнятся с показаниями других свидетелей. Но она считает, что лучше помнит тот, кто выполняет определенные действия, чем тот, кто за этими действиями наблюдает. Кроме того, она считает, что показания свидетеля со стороны административного истца ФИО1, утверждающего, что подсчет бюллетеней в отношении каждого кандидата осуществлялся путем загибания уголков бюллетеней, являются необъективными и не соответствуют обстоятельствам дела, так как число голосов, поданных за некоторых кандидатов на избирательном участке № 317, составило один голос, четыре голоса, семь голосов. Такое количество удобно считать не за уголки, так как бюллетеней мало, а удобнее переложить. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Плужников А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что факты, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, административным истцом не доказаны и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Подсчет бюллетеней осуществлялся правильно, в точном соответствии с процедурой, прописанной в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Правильность подсчета подтверждается материалами дела и тем фактом, что в день проведения выборов жалоб и обращений на нарушение избирательных прав не поступало. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Представитель избирательной комиссии Тамбовской области, проинформированной в соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ о принятии к производству суда данного административного искового заявления, являясь представителем ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Черкасов А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что по процедуре подсчета голосов избирателей свидетель со стороны административного истца ФИО1 четко помнит только то, что указано в административном исковом заявлении. На избирательном участке № 317 много голосов было подано только за одного кандидата, у всех остальных было не более двадцати голосов. Поэтому у УИК не было смысла делать всё быстро и «ускоряться». Существенных нарушений, которые не позволили выявить действительную волю избирателей, не было. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Свидетель Свидетель №1 показала в судебном заседании, что она была секретарем УИК избирательного участка № 317. После окончания голосования она собрала со стола неиспользованные бюллетени и достала неиспользованные бюллетени из сейфа. Она брала каждый бюллетень и показывала лицам, присутствующим при подсчете, что этот бюллетень не использован. Наблюдатели находились в непосредственной близости и хорошо видели, что бюллетень не использован. Она считала вслух, когда подсчитала, то огласила итоговую цифру, занесла её в свой протокол и в увеличенную форму протокола. В присутствии наблюдателей у неиспользованных бюллетеней отрезали левый нижний угол. Затем для арифметического контроля, просто для себя, для уверенности в правильности подсчета, она быстро просчитала неиспользованные бюллетени, все сошлось, все было посчитано правильно. Ни со стороны наблюдателей, ни со стороны членов комиссии с правом совещательного голоса, никаких претензий по этому поводу высказано не было. Затем неиспользованные погашенные бюллетени запечатали в конверт. Подсчет неиспользованных бюллетеней пачками не производился, считали по одному путем перекладывания. Подсчет неиспользованных бюллетеней путем загибания уголков бюллетеней не производился. За уголки неиспользованные бюллетени посчитали после того, как был произведен их подсчет, сведения внесены в протокол и в увеличенную форму протокола, для арифметического контроля правильности произведенного подсчета. Потом стали считать бюллетени из переносных и стационарных ящиков для голосования. Их рассортировали на 4 стопы по цвету. Затем пачку бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы заместитель председателя ФИО2 разложила по фамилиям кандидатов в депутаты. При этом она брала бюллетени по одному, показывала всем присутствующим бюллетень, озвучивая фамилию кандидата, показывала, что «галочка» стоит именно напротив этого кандидата. После того как бюллетени были разложены по кандидатам, заместитель председатель взяла стопку бюллетеней за конкретного кандидата, назвала его фамилию и стала считать голоса, перекладывая бюллетени по одному. При этом было видно и фамилию кандидата и отметку, сделанную напротив его фамилии. После окончания подсчета голосов была оглашена итоговая цифра, она записала её в протокол, и эта же цифра была занесена в увеличенную форму протокола. Заместитель председателя приступила к подсчету голосов, поданных за следующего кандидата. Такие действия были произведены по каждому кандидату. Они не спешили, бюллетеней было немного. Все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при подсчете. Никакого подсчета бюллетеней за кандидатами одновременно всеми членами УИК не было. Считал один человек - заместитель председателя УИК ФИО2 Сначала она подсчитала голоса за одного кандидата, огласила, записали, потом также за другого, и последними были подсчитаны испорченные недействительные бюллетени.

Свидетель Свидетель №2 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 317 она была членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Неиспользованные бюллетени считала секретарь комиссии Свидетель №1, она считала перекладывая их по одному, при этом всем присутствующим было хорошо видно, что это были чистые бюллетени. Она подсчитала неиспользованные бюллетени, огласила итоговую цифру, записала в протокол и в увеличенную форму протокола. Неиспользованные бюллетени погасили, отрезав левый нижний уголок. Проголосовавшие бюллетени по выборам депутатов Государственной Думы считала заместитель председателя УИК Каширина Татьяна. Члены комиссии отвечали каждый за конкретного кандидата. Каширина брала бюллетень из пачки бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы, называла фамилию, показывала отметку, что проголосовали именно за этого кандидата, и отдавала бюллетень тому члену комиссии, который был закреплен за этим кандидатом. После того как бюллетени были разложены по кандидатам, Каширина взяла стопку бюллетеней за конкретного кандидата, назвала его фамилию и стала считать вслух, перекладывая бюллетени по одному. При этом было видно и фамилию кандидата и отметку, сделанную напротив его фамилии. После окончания подсчета голосов Каширина огласила итоговую цифру, она была записана в протокол, и эта же цифра была занесена в увеличенную форму протокола. После этого заместитель председателя взяла следующую стопку и так же подсчитала голоса за следующего кандидата. Эта процедура была проделана в отношении каждого кандидата. На избирательном участке велось видеонаблюдение, но кто снимал, она не знает, какие-то наблюдатели.

Свидетель Свидетель №3 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 317 она была членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса от политической партии «Единая Россия». Неиспользованные бюллетени пересчитали полистно, перекладывая по одному из одной части стопки в другую, в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса. Подсчет производился одним человеком. Считала секретарь УИК. При этом все присутствующие хорошо видели, что это бюллетени, в которых нет отметок о голосовании, и слышали как осуществляется их подсчет. Все были рядом, и в том числе представители политической партии «Родина». Результат подсчета был оглашен, внесен в протокол и в увеличенную форму протокола. Проголосовавшие бюллетени тоже считал один человек заместитель председателя УИК. Она брала бюллетень из пачки бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы, называла фамилию, показывала отметку, что проголосовали именно за этого кандидата, и отдавала бюллетень тому члену комиссии, который был закреплен за этим кандидатом. После того как бюллетени были разложены по кандидатам, она взяла стопку бюллетеней за конкретного кандидата, назвала его фамилию и стала считать вслух, перекладывая бюллетени по одному. При этом было видно и фамилию кандидата и отметку, сделанную напротив его фамилии. После окончания подсчета голосов огласила итоговую цифру, она была записана в протокол, и эта же цифра была занесена в увеличенную форму протокола. После этого заместитель председателя взяла следующую стопку и так же подсчитала голоса за следующего кандидата. Эта процедура была проделана в отношении каждого кандидата. Все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей. На избирательном участке велось видеонаблюдение, над столом, где подсчитывались бюллетени, была видеокамера.

Свидетель со стороны административного истца ФИО1 показал в судебном заседании, что на избирательном участке № 317 он был членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса от политической партии «Родина». Неиспользованные бюллетени посчитала секретарь УИК, она их перекладывала. Он был рядом и видел, что это неиспользованные бюллетени. После пересчета у неиспользованных бюллетеней срезали уголки. Проголосовавшие бюллетени сначала разобрали по видам выборов по цвету. Потом секретарь брала бюллетень из стопки бюллетеней зеленого цвета, читала и отдавала его человеку, который за него отвечал. Показывался ли при этом бюллетень, он не помнит. Эти действия секретарь совершала одна. Когда бюллетени рассортировали, то стали подсчитывать за каждого кандидата. Считал каждый член УИК. Каждый член комиссии считал свою пачку. Считали два раза. Он с камерой стоял вплотную к столу и держал камеру над столом. Думал, что камера сохранит все действия. Отметки в бюллетенях видел, какие не видел. Он слышал, сколько голосов было отдано за каждого кандидата. Потом сведения записали на листочек. Протокол большой висел на стене. После всех подсчетов туда заносили сведения. Подсчет вели секретарь УИК и женщина с темными волосами. Перед выборами его инструктировали о том, чтобы он смотрел, чтобы не было вброса бюллетеней, чтобы не было «карусели», чтобы смотреть за членами УИК. На стене был размещен порядок, как проводить подсчет. Вместе с ним на избирательном участке № 317 был член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата Худяков Р.И. Попрыгин. Он жаловался на подсчет голосов в устной форме, что два бюллетеня были немного порваны, их потом убрали как испорченные. На что Попрыгин жаловался второй раз, он не помнит.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, принимая во внимание заключение заместителя прокурора Мордовского района Тамбовской области Костик А.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 подтверждает, что кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован административный истец Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина» (л.д.8).

Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» от 19 сентября 2016г. на избирательном участке № 317 наибольшее количество голосов избирателей набрал кандидат в депутаты Государственной Думы ФИО3, за которого проголосовали 143 избирателя, за кандидата в депутаты Государственной Думы Худяков Р.И. Р.И. проголосовали семь избирателей (л.д.13).

Данный протокол подписан 5 присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с реестром учета количества поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 317 в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) в указанный день жалоб и заявлений на нарушение прав избирателей не поступало.

Оснований сомневаться в правильности, достоверности и законности представленного суду письменного доказательства - протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ» избирательного участка № 317 от 19 сентября 2016г. у суда не имеется.

В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы Худяков власти, затем - в органы Худяков власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.

После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной частипачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

Аналогичный порядок подсчета голосов избирателей закреплен в ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (отдельно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу), затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.

В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляют (сначала с избирательными бюллетенями для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу, а затем с избирательными бюллетенями для голосования по федеральному избирательному округу) следующие действия. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается.

После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 19 и последующие строки каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу).

После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные избирательные бюллетени и погашенные избирательные бюллетени.

После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания.

Таким образом, закон не требует обязательное перекладывание неиспользованных бюллетеней из одной стопки в другую при их подсчете. В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. В соответствии со ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Следовательно, довод административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней путем загибания их уголков является нарушением избирательного законодательства, является не состоятельным.

Кроме того, данный довод административного истца опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, пояснивших суду, что неиспользованные бюллетени считали полистно путем перекладывания, что жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 по подсчету и погашению неиспользованных бюллетеней не поступало, что никто не препятствовал визуальному наблюдению присутствующих лиц на избирательном участке.

Довод административного истца о том, что рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, которые подтвердили, что выборы прошли с соблюдением закона, что бюллетени считали путем перекладывания по одному бюллетеню таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, что подсчет осуществлялся поочередно в отношении каждого кандидата, что одновременного подсчета избирательных бюллетеней всеми членами УИК не было, что полученные данные после оглашения поэтапно вносились в протокол и в его увеличенную форму.

Таким образом, судом установлено, что подсчет голосов избирателей производился открыто, гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Присутствующие лица имели возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

При таких обстоятельствах нет оснований сомневаться в правильности этого подсчета.

У суда нет оснований подвергать сомнению показания свидетелей и ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных указанными свидетелями, так как данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других доказательствах, собранных по делу и исследованных судом.

Протокол № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область -Рассказовский одномандатный избирательный округ» и данные реестра УИК об отсутствии жалоб в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей объективно подтверждает пояснения представителей административных ответчиков и показания свидетелей.

У суда нет оснований подвергать сомнению протокол №1 об итогах голосования и данные реестра.

Давая оценку показаниям свидетеля ФИО1 со стороны административного истца, суд обращает внимание, что свидетель пояснил, что неиспользованные бюллетени считал один человек, при этом он (ФИО1) видел, что это неиспользованные бюллетени. Показания свидетеля ФИО1 в той части, что рассортированные отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии, суд находит противоречивыми и непоследовательными, так как сам же свидетель показал, что подсчет вели секретарь УИК и черненькая женщина, имея в виду, что это женщина с темными волосами. Показания свидетеля в этой части опровергаются показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, показания которых последовательны и согласуются между собой.

Таким образом, нарушений при подсчете неиспользованных бюллетеней и голосов избирателей, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.

Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности.

В соответствии с ч.3 ст.100 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Аналогичная норма закреплена в ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.1.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

В разъяснениях, данных в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», судам разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Исходя из положений пунктов 1.2, 9 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22.04.2013г. № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002г. № 1-П, в котором указано, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, основаниями для удовлетворения требований об отмене решения об итогах голосования могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

В силу ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Таким образом, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст.3, ст.32 Конституции Российской Федерации, суд не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов, волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

Поэтому только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установления итогов голосования, определения результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Суд считает, что основанием для удовлетворения административного иска административного истца Худяков Р.И. будет являться наличие существенных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей на избирательном участке № 317.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, учитывая, что произвольное вмешательство суда в выборный процесс только исходя из формальных оснований приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации, суд считает, что УИК избирательного участка № 317 действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение не усматривается, нарушений порядка голосования и установления итогов голосования, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.

Требования, предъявляемые к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, установленные ст.84 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст.67 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выполнены.

Обжалуемый протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 317 содержит сведения, предусмотренные указанными статьями, подписан всеми присутствовавшими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.

Поэтапное заполнение протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 317 подтверждено совокупностью представленных доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Доводы административного истца о том, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 317 нарушена процедура подсчета неиспользованных бюллетеней, нарушена процедура подсчета голосов избирателей, порядок составления протокола об итогах голосования, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, суд находит необоснованными, как не нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

В соответствии ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

На основании изложенного и, оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит требования об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ», оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 317, и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, не подлежащими удовлетворению, как не основанные на законе.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Худяков Р.И. в удовлетворении исковых требований к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 317 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья Ефимкина О.А.

Мотивированное решение составлено 30 января 2017 года.

Председательствующий судья Ефимкина О.А.

2а-47/2017 (2а-522/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Худяков Р.И.
Ответчики
Участковая избирательная комиссия №317
Территориальная избирательная комиссия Мордовского района
Другие
Косенков М.Ю.
Избирательная комиссия Тамбовской области
Шеина Н.В.
Черкасов А.В.
Плужников А.В.
Коновальцев Артем Сергеевич
Суд
Мордовский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
mordovsky.tmb.sudrf.ru
19.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
19.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017[Адм.] Судебное заседание
25.01.2017[Адм.] Судебное заседание
25.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее