Дело № 2-18/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2017 года г. Кашин Тверской области
Кашинский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Засимовского А.В.,
при секретаре Леонтьевой Л.В.,
с участием: истца Карташовой Т.А.,
представителя ответчика Территориального отдела социальной защиты населения Кашинского района Тверской области Лукиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-18/2017 по иску Карташовой Т.А. к Территориальному отделу социальной защиты населения Кашинского района Тверской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка,
у с т а н о в и л:
Карташова Т.А. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения (далее – ТОСЗН) Кашинского района Тверской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке, в случае рождения третьего ребенка и последующих детей. Свои требования мотивировала тем, что она, в связи с рождением [дата обезличена] третьего ребенка, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законом Тверской области №78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке». В назначении выплаты с момента рождения ребенка ей было отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства. До [дата обезличена] собственного либо социального жилья она не имела, была зарегистрирована по месту жительства временно. Ответчик назначил спорную выплату только с [дата обезличена]. Отказ ответчика в назначении выплаты с момента рождения третьего ребенка считает необоснованным и просит взыскать ежемесячную денежную выплату за период с [дата обезличена] по [дата обезличена] в сумме 51847,80 рублей.
Впоследствии истица уточнила заявленную ко взысканию сумму, в соответствии с расчетом, представленным ответчиком, и просила взыскать 51847,75 рублей.
Истец Карташова Т.А. в судебном заседании свои уточненные требования поддержала, пояснила, что дважды через Кашинский филиал ГАУ «МФЦ» обращалась с заявлением о назначении спорной выплаты. По результатам рассмотрения первого обращения в назначении выплаты было отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации. При повторном обращении ежемесячная выплата была назначена с месяца регистрации по месту жительства, то есть с [дата обезличена]. Факт постоянного проживания на территории Тверской области, а именно в г. Кашине в спорный период подтверждается представленными доказательствами, соответственно ответчик обязан выплатить пособие с момента рождения ребенка.
Представитель ответчика по доверенности Лукина Е.В. исковые требования не признала, ссылаясь на необоснованность и незаконность заявленных требований. Указала, что обязательным условием для получения ежемесячного пособия при рождении третьего ребенка является постоянное проживание на территории Тверской области, предполагающее наличие постоянной регистрации по месту жительства. Также поддержала доводы изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, в которых ответчик указал, что одной из мер социальной поддержки многодетным семьям является ежемесячная денежная выплата семьям, нуждающимся в поддержке, в случае рождения 3 ребенка и (или) последующих детей. На момент обращения семья Карташовой не являлась многодетной, поскольку многодетная семья – это семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Фактически двое старших детей истицы на момент обращения в ТОСЗН с матерью не проживали. Ежемесячная денежная выплата семьям, нуждающимся в поддержке, в случае рождения 3 ребенка и (или) последующих детей предоставляется одному из родителей, место жительства которого находится на территории Тверской области, в случае рождения 3 и последующих детей, после [дата обезличена], совместно проживающих с ним до достижения каждым возраста 3-х лет. Кроме того, при решении вопроса о предоставлении мер социальной поддержки законодательством не установлены иные документы, которыми может быть подтвержден факт нахождения места жительства, кроме документа о регистрации по месту жительства. В полномочия отдела не входит установление места жительства гражданина и документальное подтверждение данного факта. Основанием отказа истцу в назначении соответствующей выплаты с момента рождения ребенка послужила невозможность подтверждения факта проживания на территории Тверской области, а так же отсутствие оснований считать семью Карташовой многодетной.
Министерство социальной защиты населения Тверской области привлеченный судом в качестве соответчика по делу, представил в суд письменной отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие данного соответчика. При этом учитывается, что Министерство в своем отзыве ссылается на то, что они необоснованно привлечены в качестве соответчика по делу поскольку получение государственных пособий и иных мер социальной поддержки является функцией территориальных отделов социальной защиты населения. Министерство осуществляет методическое обеспечение работы по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат, всех видов государственной социальной помощи, компенсаций, пособий и контроль за целевым и рациональным использованием средств, направляемых на обеспечение пособий, субсидий, компенсаций и иных мер социальной поддержки. В обоснование возражений указал, что истцом не представлены документы, подтверждающие место жительства на территории Тверской области в спорный период. Действующим законодательством не установлены иные документы (кроме документов о регистрации по месту жительства (месту пребывания), которыми может быть подтвержден факт нахождения места жительства (места пребывания) гражданина на территории Российской Федерации при решении вопроса о предоставлении мер социальной поддержки. Органы социальной защиты населения не наделены полномочиями по установлению места жительства гражданина и документальному подтверждению данного факта. При отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации место жительства гражданина на территории Российской Федерации может быть установлено в судебном порядке.
Выслушав стороны, показания свидетеля, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации № 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Статус, а также правовые, организационные и экономические основы социальной поддержки многодетной семьи в Тверской области в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и активную деятельность многодетной семьи, оценку социальной значимости труда многодетных родителей по воспитанию детей, а также улучшения демографической ситуации в Тверской области, устанавливает Закон Тверской области от 29.12.2004 N 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке».
В целях реализации указанного закона Постановлением Правительства Тверской области №817-пп от 25 декабря 2012 года утвержден Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке, в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей (далее – Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что семьей, нуждающейся в поддержке, является семья, средний душевой доход которой ниже среднедушевого денежного дохода населения, сложившегося в Тверской области за год, предшествующий году обращения, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области.
Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей, место жительства которого находится на территории Тверской области, на рожденного после [дата обезличена] третьего ребенка и (или) последующих детей, совместно проживающих с ним, до достижения каждым из них возраста трех лет (пункт 3 Порядка).
Как следует из материалов дела, Карташова Т.А. является матерью троих несовершеннолетних детей: К., [данные изъяты], А., [данные изъяты], К., [данные изъяты]
Ежемесячная денежная выплата назначается с месяца рождения ребенка, если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, по месяц, в котором ребенку, в связи с рождением которого устанавливается данная выплата, исполняется три года. При обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка ежемесячная денежная выплата назначается с месяца, в котором подано заявление о назначении данной выплаты (п. 9 Порядка).
Справкой ТОСЗН Кашинского района Тверской области подтверждено, что Карташова Т.А. является получателем ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка с [дата обезличена].
Из представленных суду документов усматривается, что Карташова Т.А. дважды ([дата обезличена] и [дата обезличена]) обратилась в Кашинский филиал ГАУ «Многофункциональный центр» за предоставление государственной услуги «назначение и предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке, в случае рождения третьего и (или) последующих детей» (л.д. 50, 54).
По результатам обращения от [дата обезличена] письмом ТОСЗН Кашинского района от [дата обезличена] документы были возращены в Кашинский филиал ГАУ «Многофункциональный центр», о чем заявитель Карташова Т.А. была проинформирована сотрудниками центра.
Основанием для возвращения документов послужило отсутствие у Карташовой Т.А. постоянной регистрации на территории Тверской области на момент рождения ребенка (л.д. 47).
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Лукина Е.В., других оснований для отказа Карташовой Т.А. в назначении и выплате соответствующей ежемесячной выплаты не имеется.
По результатам обращения от [дата обезличена] решением [номер обезличен] ТОСЗН Кашинского района от [дата обезличена] Карташовой Т.А. назначено соответствующее пособие с [дата обезличена].
Из объяснений истца Карташовой Т.А. следует, что на территории Кашинского района Тверской области она проживает с [дата обезличена].
С [дата обезличена] по [дата обезличена] и с [дата обезличена] по [дата обезличена] она была зарегистрирована по адресу [данные удалены], фактически проживала без регистрации по адресу: [данные удалены], а с [дата обезличена] в [данные удалены], а [дата обезличена] она вместе с детьми приобрела комнату [номер обезличен] в этом же доме и поживает по адресу: [данные удалены].
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрация является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Наличие у Карташовой Т.А. в спорный период, т.е. с [дата обезличена] по [дата обезличена], временной регистрации по месту жительства на территории Кашинского района Тверской области подтверждается данными домовой (поквартирной) книги (л.д. 12-14). Кроме того Карташовой Т.А. представлен родовой сертификат от [дата обезличена], подтверждающий постановку ее на учет по беременности и родам в женской консультации ГБУЗ «Кашинская ЦРБ». Этим же документом подтверждено, что роды проходили [дата обезличена] в акушерском отделении ГБУЗ «Кашинская ЦРБ» (г. Кашин). Согласно сведениям, представленным ГБУЗ «Кашинская ЦРБ» и участковым врачом Кругловой Е.В. ребенок Карташовой Т.А. – К., [данные изъяты], неоднократно за период с [дата обезличена] и по настоящее время посещался патронажной медицинской сестрой по адресу: [данные удалены]. [дата обезличена] Карташовой Т.А. поданы заявление и документы о приеме ребенка в МБДОУ (МБОУ) детский сад [номер обезличен] г. Кашина.
Свидетель С. подтвердила, что Карташова Т.А. проживает по адресу: [данные удалены] около 5 лет со своим гражданским мужем. При этом фактически проживала в комнате [номер обезличен].
Из материалов дела следует, что по договору купли продажи от [дата обезличена] Карташовой Т.А. и ее несовершеннолетним детям на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит комната [номер обезличен] в [данные удалены] (л.д. 63-67).
Приведенные доказательства, которые полностью согласуются между собой, суд считает достаточными для вывода о том, что на момент рождения третьего ребенка и в период с [дата обезличена] по [дата обезличена] включительно Карташова Т.А. была зарегистрирована (временно) в [данные удалены] и фактически проживала по адресу: [данные удалены].
Статья 3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержит прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Аналогичная позиция изложена и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П, где указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, право ребенка, находящегося под защитой государства, не может ставиться в зависимость от отсутствия или наличия регистрации по месту проживания (пребывания) его родителя.
Отсутствие у Карташовой Т.А. регистрации (прописки) по месту жительства само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт ее постоянного проживания на территории Тверской области (в г. Кашине) в спорный период времени.
Из буквального толкования положений Закона Тверской области от 29.12.2004 N 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» следует, что спорная ежемесячная выплата устанавливается семьям, нуждающимся в поддержке. В качестве критерия отнесения семей к категории нуждающихся в поддержке установлен среднедушевой доход ниже величины среднедушевого денежного дохода населения, сложившегося в Тверской области за год, предшествующий году обращения (п. 1 ст. 6.3 Закона).
При рассмотрении дела представители ответчика не оспаривали то обстоятельство, что среднедушевой доход семьи истца позволяет назначить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка. Данный факт подтверждается и решением ТОСЗН Кашинского района Тверской области [номер обезличен] от [дата обезличена] (л.д.51). а также справкой от [дата обезличена](л.д.15) о получении Карташовой Т.А. ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка [дата обезличена].
Проживание двух старших детей Карташовой Т.А. отдельно от матери правового значения не имеет, поскольку областной закон предусматривает назначение ежемесячной выплаты на третьего ребенка и (или) последующих детей, совместно проживающих с родителем (п. 3 ст. 6.3 Закона № 78-ЗО). Таким образом, в данном случае предусмотрена необходимость совместного проживания с родителем третьего ребенка и (или) последующих детей.
Карташова Т.А. в судебном заседании пояснила, что отдельное проживание детей было вынужденным в силу объективных причин и носило временный характер. В настоящее время дети зарегистрированы и проживают вместе с ней.
Справкой МУП ПЖРЭУ от [дата обезличена] подтверждается, что Карташова с детьми проживает по адресу [данные удалены] (л.д. 55).
Наличие статуса многодетной семьи, подтверждаемого соответствующим документом (удостоверением), для назначения спорной ежемесячной выплаты не требуется. В связи с чем, доводы ответчика об отсутствии оснований считать семью Карташовой Т.А. многодетной, как на основание отказа в назначении спорной выплаты, необоснованны.
Расчет суммы за спорный период представлен ответчиком, с учетом расчета ответчика истец уточнил иск, при этом расчет суммы у суда сомнений не вызывает.
Согласно п. 3.1.19 Положения о территориальном отделе социальной защиты населения Кашинского района Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от [дата обезличена] [номер обезличен] определение права заявителя на получение государственных пособий и иных мер социальной поддержки является функцией территориального отдела социальной защиты населения.
Министерство социальной защиты населения Тверской области осуществляет методическое обеспечение работы по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат, всех видов государственной социальной помощи, компенсаций, пособий и контроль за целевым и рациональным использованием средств, направляемых на обеспечение пособий, субсидий, компенсаций и иных мер социальной поддержки.
Суд учитывает, что истцом заявлено только требование о взыскании денежных средств за спорный период, при этом истица в судебном заседании подтвердила, что претензий к Министерству социальной защиты населения Тверской области не имеет, таким образом, с учетом полномочий Министерства социальной защиты населения Тверской области и Территориального отдела социальной защиты населения Кашинского района Тверской области, суд приходит к выводу о том, что по заявленному истцом требованию надлежащим ответчиком по делу является Территориальный отдел социальной защиты населения Кашинского района Тверской области, а исковые требования к Министерству социальной защиты населения Тверской области подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194, 198 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Карташовой Т.А. к Территориальному отделу социальной защиты населения Кашинского района Тверской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка удовлетворить.
Взыскать с Территориального отдела социальной защиты населения Кашинского района Тверской области в пользу Карташовой Т.А. ежемесячную денежную выплату семьям нуждающимся в поддержке, в случае рождения третьего ребенка за период с [дата обезличена] по [дата обезличена] в сумме 51847 (пятьдесят одна тысяча восемьсот сорок семь) рублей 75 копеек.
Исковые требования к Министерству социальной защиты населения Тверской области оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Кашинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья :