Решение по делу № 2-203/2017 от 14.02.2017

Дело № 2-203/2017                                         

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2017 года                                  город Торжок

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Морозовой И. С.,

при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» к *** о прекращении права собственности на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие марки *** с передачей на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области»,

у с т а н о в и л:

МО МВД России «Торжокский» обратился в суд с иском к *** о прекращении права собственности на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие марки *** *** с передачей на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области».

В обоснование иска указано следующее.

*** на праве собственности принадлежит охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие марки *** ***, которое *** у него изъято и передано на хранение в ДЧ МО МВД России «Торжокский».

До настоящего времени *** каких-либо мер по возврату оружия, получению разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия не предпринял, судьбой оружия не интересовался. *** не исполнил предписание МО МВД России «Торжокский» от *** по выполнению одного из следующих действий: получить разрешение на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия; получить направление на реализацию в специализированный магазин изъятого оружия; сдать на уничтожение принадлежащее оружие.

В связи с этим, по мнению истца, право собственности *** на изъятое оружие подлежит прекращению, а само оружие подлежит передаче в специализированный орган для уничтожения, поскольку оно относится к оружию, находившемуся в употреблении, и, следовательно, не подлежит реализации в специализированных магазинах, а также в связи с тем, что оно не представляет какой-либо ценности.

Ссылаясь на положения статей 125, 129, 214, 218, 225, 226 ГК РФ, статей 27 и 28 Закона «Об оружии», п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, истец указывает, что непринятие ответчиком действий по возврату оружия свидетельствует о его фактическом отказе от права собственности на оружие. Считает, что поскольку в порядке п. 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», отсутствуют доказательства, что оружие представляет собой историко-культурную ценность, оно подлежит уничтожению специализированным органом.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство культуры Российской Федерации.

Истец - Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский», будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик ***, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что исковые требования признает в полном объеме.

Третьи лица – Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, Территориальное управление Росимущества в Тверской области, Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области», Министерство культуры Российской Федерации, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия, указав, что поддерживает исковые требования в полном объеме. Из письменного отзыва следует, что изъятые на территории города Твери и Тверской области оружие и патроны к нему, признанные технически непригодными для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории РФ уничтожаются с участием ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 199-р, Уставом, ст. 27 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», п.п. 54-56 и 78-81 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814, Приказом МВД РФ от 17.12.2012 г. № 1107 «Об утверждении порядка осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ».

Министерство культуры Российской Федерации ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что поддерживает исковые требования в полном объеме. Из письменного отзыва следует, что указанное в исковом заявлении гражданское оружие не относится к категории оружия, имеющего культурную ценность, и является современным гражданским оружием, оборот которого контролируется подразделениями МВД России и Росгвардии. Минкультуры России не имеет полномочий по регламентированию и проведению каких-либо действий с подобным оружием. Компетенция Минкультуры России распространяется только на исключения, определенные в п. 1 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», к которым указанное в исковом заявлении оружие не относится. Оружие в соответствии со ст. 129 ГК РФ относится к объектам гражданских прав и в силу ст.ст. 6, 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» изъято из свободного оборота и подлежит обязательной регистрации, то есть граждане (физические лица) могут владеть, пользоваться и распоряжаться оружием исключительно на основании разрешения (лицензии), выдаваемой органами внутренних дел. МО МВД России «Торжокский» выдал ответчику *** предписание по выполнению одного из следующих действий: получения разрешения на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия; получение направления на реализацию в специализированный магазин изъятого оружия; сдачи на уничтожение принадлежащего оружия. Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком выданное предписание МО МВД России «Торжокский» не исполнено, каких-либо мер по возврату оружия, получению разрешения на хранение оружия и ношение огнестрельного оружия не предпринято, что свидетельствует о его фактическом отказе от права собственности на оружие.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела.

Исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Статьей 2 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного Приказом МВД РФ от 29 июня 2012 года № 646, установлено, что государственную функцию по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия исполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами УЛРР МВД России, ГУТ МВД России, подразделений лицензионно-разрешительной работы управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органов МВД России на районном уровне, а также должностными лицами подразделений участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России и сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, имеющих специальное звание полиции.

В соответствии с Положением Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» является территориальным органом МВД России на районном уровне, входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется УМВД России по Тверской области. Одним из основополагающих направлений деятельности МО МВД в соответствии с подп. 8 п. 5 Положения является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, помимо прочего имеют обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.

В соответствии с преамбулой указанного Федерального закона он регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Таким образом, исковое заявление подано Министерством внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» в защиту гарантированных Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения общественной безопасности, заявлено в рамках полномочий, предоставленных указанным Федеральным законом.

По делу установлено, что *** является собственником гладкоствольного огнестрельного охотничьего оружия марки *** ***, имеет разрешение хранение и ношение серии *** *** с периодом действия с *** по ***.

Из квитанции на принятое оружие *** следует, что *** у *** оружие было изъято и сдано на хранение в ДЧ МО МВД России «Торжокский».

В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).

В силу ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно ( ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»). Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 27 указанного Федерального закона изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 ( далее – Правила).

В силу п. 82 указанных Правил изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Ответчиком *** представлено заявление о признании иска.

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. При этом суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

При указанных обстоятельствах, а также при отсутствии у суда оснований полагать, что признание иска ответчиком совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы или добросовестного заблуждения, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку указанные действия не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.

Оценивая признание ответчиком иска в совокупности и взаимосвязи с другими доказательствами, с учётом требований ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, в силу которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд приходит к выводу о достаточности указанного признания иска ответчиком для принятия судебного решения об удовлетворении заявленных исковых требований.

В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При таких обстоятельствах, с учётом приведённых выводов, признания иска ответчиком, суд полагает необходимым исковое заявление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» к *** о прекращении права собственности на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие марки *** к *** с передачей на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области» удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

    

иск Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» к *** о прекращении права собственности на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие марки *** *** с передачей на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области» удовлетворить.

Прекратить право собственности ***, рождения ***, на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие марки *** ***.

Разрешить МО МВД России «Торжокский» направить гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие марки *** *** в Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» для решения вопроса об уничтожении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                  И. С. Морозова

Решение принято в окончательной форме 07 апреля 2017 года.

Председательствующий                       И. С. Морозова

2-203/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МО МВД России "Торжокский"
Ответчики
Кольцов А.М.
Другие
ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тверской области"
ТУ Росимущества в Тверской области
Министерство культуры Российской Федерации
УМВД России по Тверской области
Суд
Торжокский межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
torzhoksky.twr.sudrf.ru
14.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2017Передача материалов судье
17.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2017Судебное заседание
04.04.2017Судебное заседание
07.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее